Александр Вертинский — биография
Александр Николаевич Вертинский — актер, литератор, поэт-песенник и исполнитель и композитор. Благодаря харизме, узнаваемому характеру исполнения, а также природному таланту Вертинский приобрел статус настоящего кумира советской эстрады начала нового столетия.
Несмотря на блестящую карьеру, детство и юность артиста были трудными и запутанными. Он слыл сложным ребенком, несколько раз будущего актера и исполнителя исключали из школы.
Потеряв родителей, он попал в дом к тетке и оказался разлучен с сестрой. Затем же его и вовсе выгнали на улицу. Долгое время приходилось перебиваться случайными заработками.
Баловнем судьбы Вертинского назвать трудно. Всего артист добивался собственными силами. Уже в годы широкой известности его работы вызывали немало споров.
Одни превозносили имя Вертинского, были без ума от его творчества. Другие же недолюбливали, а то и откровенно плевались тем, что он делал. В любом случае, равнодушных к работе мэтра практически не было.
Сейчас мнение об артисте остается точно таким же, как было и раньше: противоположным и неоднозначным.
Содержание
Детство и юность
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в городе Киеве, на Украине. По национальности был русским, хотя некоторые исследователи говорили о его польских корнях. Молодой человек происходил из довольно зажиточной семьи.
Отца будущего артиста звали Николай Петрович. Он работал частным поверенным (адвокатом). Кроме того, трудился в качестве журналиста, писал и публиковал фельетоны. Мужчина происходил из семьи простого железнодорожного служащего.
Мать будущего артиста, Евгения Степановна Сколацкая, была дворянского происхождения. Несмотря на взаимную симпатию, родители Вертинского так и не смогли сочетаться браком. На тот момент Николай Петрович был венчан. Официальная супруга не давала ему развода. Но это не помешало паре жить в фактическом браке.
Узнав об этом, родители и семья Евгении Степановны отреклись от нее и выгнали из дома.

Вертинский практически не запомнил свою мать. Она умерла, едва мальчику исполнилось 3 года. А еще через 2 от чахотки (туберкулеза) скончался и отец. Будущий артист остался сиротой. Кроме почивших родителей у него была сестра Надежда. Однако их забрали разные семьи и каждому сказали, что другой умер.

В 1898 будущий эстрадник поступил в Первую киевскую гимназию, которая считалась самой престижной в городе. Рвения к систематическим знаниям юноша не проявлял. За низкие отметки и плохое поведение артиста исключили.
Он перешел в другую школу, которая отличалась более скромным статусом. Но и тут долго не продержался. Его выгнали из 5-го класса.
Тетка, которая занималась воспитанием молодого человека, наказывала того за неудачи в учебе. Чтобы лишний раз не злить суровую родственницу он подделывал оценки.
Несмотря на академические проблемы, Вертинский много и часто читал, недостаток формальных знаний компенсировал природной любознательностью. Вместе с тем, он отличался очень сложным характером, бывало воровал.
В конечном итоге молодого человека выгнали из дома. Примерно в тот же период, около 1904-го года он вплотную заинтересовался театром. Стал писать рецензии и авторские рассказы, которые местные журналы охотно публиковали.

В начале 20-го века Вертинский стал известен на весь Киев как начинающий и перспективный литератор.
Несмотря на успехи, заработать писательством на жизнь было невозможно. Чтобы не умереть с голода, Вертинский брался за любой труд. Он работал грузчиком, корректором в местной типографии. В какой-то момент устроился бухгалтером, однако вскоре его уволили за профнепригодность.
На заре 20-го века в период творческих поисков Александр Вертинский познакомился со многими выдающимися представителями искусства: от Михаила Кузмина до художников Марка Шагала и Казимира Малевича. Стал завсегдатаем киевских литературных кружков.
Творческий путь
Творческая биография Александра Вертинского началась на заре 20-го века. Однако серьезный толчок в развитии получила только после переезда в Москву в 1913.
Повода резко сорваться и покинуть Киев было два. С одной стороны, молодой человек надеялся построить литературную карьеру. А с другой, случайно увидел в одном из изданий упоминание имени Н. Вертинской. Как верно предположил сам артист, его давно потерянной сестры Надежды.
Находясь в Москве, Александр познакомился с футуристами. В числе представителей этого нового направления он особенно выделял Владимира Маяковского, который производил впечатление настоящего артиста.
Театр
В том же 1913 Вертинский решил поступить в МХТ. Однако последовало разочарование: он завалил экзамен, который проводил сам Станиславский. Мэтру не понравилось, что артист нечетко произносит букву «р». Это был сильный удар по самолюбию.
Вскоре молодой человек начал сотрудничать с Театром миниатюр под руководством М. Арцыбушевой. Его первая постановка пародийно-сатирической тематики «Танго» получила положительные оценки и была упомянута в одной из рецензий.
Затем последовали и другие миниатюры на злобу дня. Несмотря на успех, А. Н. Вертинский не переставал заниматься литературой, стремился развиваться как писатель.
В те годы он находился под сильным влиянием А. Блока. Не подражал известному поэту, однако говорил, что имеет точно такой же склад характера и видение мира.
Работа в Театре миниатюр приносила артисту первые деньги.
Кинематограф
В том же 1913 Александр Николаевич решил попробовать свои силы на съемочной площадке. Первая роль была малозаметной. Начинающему актеру доверили эпизодический образ кадета в фильме «Обрыв».
Начало Первой Мировой Войны вынудило Вертинского временно прекратить творческую деятельность. Едва грянули бои, он записался добровольцем, чтобы отправиться на фронт и был зачислен в штат военно-санитарного поезда.

Артист регулярно бывал на передовой. Согласно записям архивных документов, в общей сложности Вертинский сделал несколько десятков тысяч перевязок. В начале 1915-го Александр Николаевич был ранен и вернулся в Москву. К счастью, повреждение оказалось легким.
В городе Вертинского ждало трагическое известие — его сестра Надежда скончалась. Есть разные версии, что стало причиной ее смерти. По одной из наиболее популярных, она умерла от передозировки кокаином.
В 1915-м году артист окончательно вернулся в столицу. Как актер Вертинский продолжил активно сниматься в кино.

Однако вскоре на съемочной площадке ему стало тесно. Он желал развиваться не только как деятель кино, но и как эстрадный артист.
Музыка
После возвращения с фронта Александр Вертинский решил попробовать свои силы на новом поприще. Он продолжил сотрудничать с Театром миниатюр.
Вскоре артист предложил М. Арцыбушевой авторскую программу, которая называлась «Песенки Пьеро». Вертинский пользовался доверием руководства, и его задумка была одобрена. Специально для работы были изготовлены сложные декорации и костюм.

Программа оказалась популярной, а сам Вертинский в одночасье стал известен на весь город. Закрепить свой успех ему только предстояло. В первый период творческой активности Александр Николаевич перекладывал стихи поэтов Серебряного Века на музыку.
Очень скоро он выработал индивидуальный стиль исполнения, стараясь сохранить и подчеркнуть лирическую структуру произведений классиков. Музыка же использовалась для создания атмосферы, настроения и лишь оттеняла поэтические тексты.

Критики были высокого мнения о творчестве Вертинского. Не прошло и нескольких лет, как Александр Николаевич начал выступать с авторскими произведениями. Его репертуар состоял из песен собственного сочинения.
Среди наиболее известных текстов того периода можно назвать: «Маленького креольчика», «Лилового негра», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Минуточку», «Сероглазочку», «О шести зеркалах», «Дым без огня» и прочие.
Вертинский, как отмечали современники, отличался каким-то странным, гипнотическим, почти мистическим магнетизмом. Его творчество привлекало внимание не только простого неискушенного зрителя, но и элитарного, повидавшего как казалось все публики будущей столицы.
Особняком в репертуаре Вертинского называют песню «Кокаинетка». Однако вопрос, кто был автором текста, остается открытым до сих пор. Некоторые приписывают создание произведения поэту-песеннику Владимиру Агатову.
В годы революции и после становления СССР
В 1917-м грянули сразу две революции. События октября Александр Вертинский встретил в Москве. Прямо в день начала социального потрясения проходил бенефис артиста. В тот период он был уже широко известным и уважаемым деятелем искусства. Трудился композитором и поэтом-песенником.
Слом коренных устоев Российской Империи Вертинский встретил холодно и с недоверием. В самом начале Гражданской войны артист поддержал выступление 300 московских юнкеров песней на тему.
Обойти такой шаг без внимания новоиспеченные власти не могли. Вертинского вызвали в Чрезвычайную комиссию и потребовали объяснений.
В годы Гражданской войны артист симпатизировал белым. В 1917 он уехал подальше от Москвы. Отправился с гастролями по городам юга страны. Вертинский полностью сменил образ, примерил фрак. Он выступал в Одессе, Екатеринославе, Ростове, Крыму, а турне затянулось почти на два года.
В начале 1919 артист перебрался в Киев, а оттуда в Харьков и Севастополь. Везде он продолжал выступать.
В 1920 году Александр Вертинский отбыл из горящей пожаром страны. Как говорил сам артист, причиной была не столько нестабильная политическая обстановка и опасность, сколько жажда приключений.
Александр Николаевич прибыл в Константинополь, где выступал в местных клубах. Получив паспорт Греции, Вертинский отправился с гастролями по Румынии.
Его песни пользовались огромной популярностью. Особенно у русскоязычного населения. Но большого финансового успеха не случалось. Александру Николаевичу приходилось упорно трудиться, чтобы заработать на кусок хлеба.
Чуть позже его ждал неприятный сюрприз. За композицию «В степи молдаванской» власти намеревались выслать артиста за пределы государства за разжигание антирумынских настроений.
В 1923 Вертинский отбыл в Польшу, где его тепло встретили. Он продолжал выступать. Жизнь на чужбине надоела артисту довольно быстро, и тот обратился к властям Советского Союза с просьбой разрешить въезд. Вертинскому было отказало. А накануне прибытия в страну румынского короля артиста и вовсе выслали в Германию как неблагонадежного.
На новом месте Вертинский выступал в клубах и кабаках. Его поражала сложность жизни творческих людей и пренебрежительное отношение к местным артистам.
В середине 20-х Александр Николаевич снова обратился с прошением разрешить ему въезд в СССР. Но власти вновь отказали ему в праве вернуться домой.
В годы эмиграции кинематографическая карьера Вертинского продолжалась. Пусть и не так активно. Однако наибольшую известность он приобрел как артист эстрады.
В 1925 Александр Николаевич перебрался в Париж. Годы жизни во Франции стали временем расцвета творчества Вертинского. Он активно сочинял, выступал перед местной публикой и представителями русской эмиграции.
За годы в Париже артист успел познакомиться с членами династии Романовых, монархами европейских держав, отечественными и зарубежными деятелями искусства (в том числе с Марлен Дитрих, Гретой Гарбо, а также Чарли Чаплином). Был дружен с Федором Шаляпиным.
Через несколько лет в 1933 Вертинский гастролировал по Ливану и Палестине. Вскоре он отправился в Америку. Жил и выступал в Нью-Йорке, Сан-Франциско.
Характерного и фактурного артиста приглашали сниматься в Голливуд. Однако он отказался, несмотря на все рекомендации Марлен Дитрих, с которой был знаком еще со времен Парижа.
Жизнь в Америке наскучила Вертинскому. Артист перебрался в Шанхай. Первые выступления известного певца встречали с большим восторгом. Однако средств, который артист выручал после каждого концерта, катастрофически не хватало.
Здесь он узнал, что такое нужда. Чтобы прокормить себя и семью мужчине приходилось выступать по два раза в день. А в годы японской оккупации ситуация стала и того хуже.

Жить на чужбине в ужасных, стесненных условиях Вертинский не желал. В 1937 он вновь обратился к советскому руководству с просьбой разрешить въезд. Хотя творчество артиста и не запрещалось, официальная позиция чиновников мира искусства состояла в осуждении антисоветских настроений в работах Вертинского.
Прошение рассматривали долго. Но из-за начавшейся Второй Мировой процесс свернули.

Добиться въезда артисту удалось только в 1943, после очередного прошения. Александр Николаевич с семьей поселился в Москве. В период Великой Отечественной артист выступал на фронте.
Несмотря на разрешение въехать в страну, в СССР Вертинский так и остался персоной не рукопожатной. Его песни не допускали на радио, пластинки не издавали. В прессе не было ни рецензий, ни даже упоминания имени. А если и были, то в негативном ключе.
Власти старались сделать вид, что артиста не существует. Между тем, он был невероятно популярен и любим среди простых слушателей, советских людей.
Жизнь на фоне тотального бойкота с самого верха была сложной. Чтобы прокормить себя и детей Вертинский вновь взялся за активную творческую деятельность. Давал больше 20 концертов каждый месяц, выступал по всей стране, практически где придется.
На послевоенный период пришел расцвет карьеры певца Вертинского как профессионального актера. Однако действительно серьезные роли ему не давали. Режиссеры старались использовать образ, внешность и манеры артиста, поставить их во главу угла.
Личная жизнь
Вертинский был женат два раза. Первую супругу он встретил в годы пребывания в Польше. Ее звали Рахиль Потоцкая. По мнению некоторых исследователей, жена артиста была еврейкой.
После свадьбы она стала Ирен Вертидис, поскольку у Вертинского был фальшивый паспорт с этой греческой фамилией, благодаря которому он и смог попасть в Европу. Брак, был недолгим около 6-7 лет.

В начале 40-х в личной жизни Александра Вертинского появилась Лидия Владимировна (урождённая Циргвава-Дадиани).

В этом браке родились дочери Марианна и Анастасия. Обе стали киноактрисами. Анастасия вышла замуж за Никиту Михалкова.
Смерть артиста
Постоянные выступления и многочисленные гастроли вымотали артиста. Уже немолодой эстрадный исполнитель работал буквально на износ.
21 мая 1957 года Александр Вертинский умер от острой сердечной недостаточности после очередного выступления на сцене в Ленинграде. Артист похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Слушать песни
Фильмография
- 1913 — Обрыв — кадет;
- 1915 — Медовый месяц — художник;
- 1915 — Неврастеники — актёр Аржевский;
- 1915 — Поборницы равноправия — секретарь;
- 1915 — Убийство балерины Пламеневой — сыщик;
- 1916 — Чем люди живы — ангел;
- 1916 — До дна осушенный бокал — Сергей Сорин;
- 1916 — Дочь Нана — Кут;
- 1916 — Король без венца — Анатоль Северак;
- 1916 — От рабства к воле — антиквар;
- 1916 — Шахматы любви — Александр;
- 1916 — Как это было (Студенты-соперники) — Павел;
- 1916 — Падающего толкни — Ставрин (в роли больного);
- 1917 — Жизнь начинается завтра — Леонид Басманов;
- 1917 — Золотой вихрь
- 1917 — На грани трёх проклятий — юноша;
- 1917 — Обломки крушения — Стефан;
- 1928 — Тайны Востока (киностудия «УФА», Германия) — визирь;
- 1930 — Конец мира (La fin de monde) — эпизод;
- 1950 — Заговор обречённых — кардинал Бирнч
- 1953 — Великий воин Албании Скандербег — дож Венеции
- 1954 — Анна на шее — князь
- 1955 — Пламя гнева — Пан Беневский / католический прелат
- 1956 — Кровавый рассвет — пан Савченко