Вильгельм Рихард Вагнер

Немецкий композитор, дирижёр. Крупнейший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру в особенности на развитие оперных и симфонических жанров

Нравится
3
Не нравится
0

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ

О персоне
Деятельность:
композитор
Место рождения:
г. Лейпциг, Германия
Дата рождения:
22 мая 1813 г.
Умер:
13 февраля 1883 г. (d 69 лет)
Знак Зодиака:
Близнецы
Образование:
Лейпцигский университет
В браке с:
Козима Вагнер, Минна Планер
Дети:
Зигфрид Вагнер, Ева фон Бюлов, Изольда Вагнер
 

Рихард Вагнер — биография

Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор 19-го века, видный новатор, возродивший жанр оперы, давший ему вторую жизнь, реформировавший форму, фактуру и подход к созданию классических произведений крупных размеров. Другим направлением работ известного композитора были симфонии.

Вклад Вагнера в музыку был и остается неоспоримым. Его произведения, масштабные, пропитанные пафосными мотивами, пользуются большой популярностью среди современных музыкантов и режиссеров кинематографа. Кроме того, многие приемы композитора стали классикой, которую перенимают новые поколения сочинителей.

Несмотря на огромный вклад в искусство, Вагнер остается фигурой противоречивой. Широко известно, что композитор придерживался националистических, жестких взглядов, был ярым антисемитом.

Он не стеснялся высказываться о своих предпочтениях во всеуслышание, оставив довольно солидное публицистическое наследие. Музыкой Вагнера, а также его идеями превосходства немецкой нации не преминул воспользоваться сам Адольф Гитлер, который был большим поклонником творчества композитора.

Из-за антигуманных взглядов, политической позиции, а также пусть косвенной, но все же большой роли в становлении германского национал-социализма, бесчеловечного государственного строя, композитора недолюбливают очень многие. А в Израиле его творчество и вовсе находится под негласным, но жестким запретом.

Детство и юность

Будущий композитор Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Семья сочинителя была многодетной, сам он был младшим среди 5 сестер и 4 братьев.

Родители музыканта не имели отношения к творчеству. Отец, Карл Фридрих Вагнер, занимался государственной деятельностью, служил в полиции. Дед имел небольшую чиновничью должность на таможне.

Мать Вагнера, Йоханна Розина, была дочерью простого мельника. Широкого систематического образования она не получила.

Через 6 месяцев после рождения композитора отец семейства скончался. Женщина осталась одна с 9 детьми и без гроша в кармане. Полицейской пенсии почившего супруга едва хватало на самое необходимое.

5678
Р. Вагнер в молодости

Мать Вагнера вдовствовала недолго. Не прошло и нескольких лет, как она вышла замуж во второй раз. Отчимом будущего композитора стал Людвиг Гейер, который занимался актерским искусством.

В 1828 году молодой человек поступил в школу святого Николая, одно из крупнейших гуманитарных заведений Германии, а в 1830 стал учеником в школе святого Фомы.

Уже в тот период Вагнер стал человеком начитанным и эрудированным. Он был знаком с классической немецкой литературой, любил оперу и симфоническую музыку. Интересовался трудами философов, его занимали вопросы политики.

Примерно в то же время молодой человек захотел стать композитором. Азы сочинительства юноша осваивал сам. Помогал ему в этом К. Вебер, который был частым гостем в доме Вагнеров. Однако формальных знаний и умений ему все равно не хватало.

Творчество

Чтобы компенсировать недостаток подготовки еще в школьные годы композитор начал учиться гармонии у Кристиана Мюллера. Брал дополнительные занятия у руководителя церковного оркестра Т. Вайнлинга.

Труды Вагнера принесли первые плоды довольно скоро. Юноша отличался заметным музыкальным талантом, и уже в 1831 в Лейпциге прозвучало его дебютное произведение — увертюра си-бемоль мажор. До наших дней композиция не дошла, утеряна безвозвратно.

6586
Рихард Вагнер в юности

В том же году Рихард Вагнер поступил в Лейпцигский университет. Будучи студентом, юноша изучал сочинительство, теорию музыки. Одновременно посещал лекции по философии, интересовался политическими идеями.

Именно здесь формировались его взгляды, которые в будущем стали камнем преткновения при оценках личности и деятельности знаменитого композитора.

Занимаясь гуманитарными науками, Вагнер не забывал и о музыке. Он стремительно прогрессировал, раскрывая свои таланты, и уже в 1832 на свет появилась его симфония до-мажор. Меньше чем через год произведение прозвучало в родном Лейпциге.

симфония до мажор

К середине 30-х карьера Вагнера пошла в гору. С подачи старшего брата композитор устроился в театр Вюрцбурга, где работал репетитором. Одновременно сочинитель трудился над новым произведением, оперой «Феи», которая, однако, не получила широкой известности в первые годы своего существования. К постановке ее так и не приняли.

Одновременно Р. Вагнер напечатал первую в своей творческой карьере статью по тематике и теории немецкой музыки.

3456

В 1834 году композитор перебрался в Магдебург, где возможностей было больше. Жить было не на что. Однако Вагнер не собирался отступать. Чтобы как-то обустроиться на новом месте он влез в долги.

Сочинитель подготовил два произведения. Оперу «Запрет любви» и увертюру «Правь, Британия!». Но ставка не сыграла: композитор оказался никому не нужен, а его новые творческие изыскания потерпели неудачу.

Разочарование в своей работе, а также большие долги вынудили Вагнера сбежать из Магдебурга. Какое-то время он скрывался в доме своей старшей сестры. Затем начался период странствий, который продлился несколько лет.

В 1838 году композитор переехал в Ригу. Здесь он пытался найти свое место в театре. Однако токсичная атмосфера и бесконечные интриги подмостков вынудили его двигаться дальше.

Из Риги Вагнер отправился в Лондон, а оттуда — в Париж, где и обосновался на целых 2 года. Несмотря на финансовые трудности, именно во Франции композитор добился первых серьезных успехов.

Немалую роль в его продвижении сыграли полезные знакомства. Вагнер наладил контакты с крупными, авторитетными музыкантами, среди которых было много немецких эмигрантов, в том числе Д. Мейербер и прочие.

В Париже сочинитель имел честь познакомиться с Гектором Берлиозом. В период жизни за пределами Германии Вагнер написал увертюру «Фауст» и часть оперы «Летучий голландец», а также несколько новых произведений.

Незадолго до этого композитор закончил работу над крупной оперой «Риенци». Он возлагал большие надежды на свое новое детище, вложив в него огромное количество сил и времени.

На сей раз судьба к сочинителю оказалась благосклонна. В 1841 году Рихард Вагнер узнал, что его опера принята к постановке в Дрездене.

Прибыв в город, композитор столкнулся с чередой сложностей. Несмотря на формальное согласие, никто не горел желанием ставить его произведение на сцене.

34567

Партитуры оперы были слишком необычными и странно сочиненными, что не нравилось музыкантам. Постановщиков не устраивала сама фактура мелодии. Они считали, что фрагменты оперы слишком длинные.

Художники не желали готовить костюмы. А ответственные за финансирование постановки не хотели вкладывать деньги в произведение мало кому нужного и практически неизвестного композитора.

Несмотря на это, Вагнер на сдавался. Ценой огромных усилий он сумел добиться постановки оперы на сцене в Дрездене. Премьера состоялась 20 октября 1841 года. «Риенци» произвела настоящий фурор.

Закрепить триумф сочинитель смог в 1843, когда на подмостках сыграли его оперу «Летучий голландец». Она продержалась всего несколько представлений. Однако два крупных произведения принесли Вагнера невероятную известность.

В один момент мало кому знакомый композитор превратился в икону музыки того времени. Вагнер получил должность придворного капельмейстера, что было огромным достижением.

Широкая популярность не прошла даром. Активизировались старые кредиторы, от которых Вагнер бегал годами. Впрочем, финансовое положение мэтра позволяло ему распрощаться с денежными обязательствами и вернуться к нормальной жизни.

Получив должность главы придворного оркестра, композитор начал кипучую реформаторскую деятельность. Он пытался модернизировать как подход к исполнению, так и организационные моменты. Старался улучшить жизнь своих подчиненных.

Его самостоятельность вызывала немало недовольства у крупных чинов. А когда Вагнер начал публично высказываться еще и на политические темы, его уволили.

На положении и статусе крупного композитора и любимца миллионов слушателей это никак не сказалось. Оперы «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Риенци» ставили по всей Германии. Так продолжалось вплоть до начала 1849.

Весной состоялось дрезденское восстание, одно из событий революции в Саксонии. Вагнера подозревали в связях с протестующими радикалами. Через знакомых мэтр узнал, что власти уже подготовили приказ о его аресте. Композитор в спешном порядке выехал из Германии и переселился в Цюрих.

Находясь в вынужденной эмиграции Рихард Вагнер взял паузу и не занимался активным сочинительством. Он разрабатывал новый подход к созданию опер, собственную концепцию творчества.

5476

Одновременно с этим композитор занимался публицистикой. Из-под его пера вышло несколько очерков об искусстве, политико-философские размышления.

Венцом его писательских попыток стала публикация «Еврейство в музыке». В этом памфлете Вагнер принижал роль и достоинства еврейского народа, оскорблял коллег по цеху, которые имели семитское происхождение. Досталось и Г. Гейне, и Берне, и Мендельсону, и даже Мейерберу, которым Вагнер когда-то восхищался.

Материал свидетельствовал о том, что националистические, в частности антисемитские взгляды композитора, сформировались окончательно.

Внимание:

Нужно отметить, что текст публикации «Еврейство в музыке» сих пор возмущает людей, и в 2012 году он был внесен в Федеральный список экстремистских материалов Российской Федерации. Его печать и распространение РФ запрещено.

В начале 50-х стартовала работа над оперой Вагнера «Кольцо нибелунга». Сочинение было поистине огромным и требовало колоссальных сил и времени на разработку.

В конце десятилетия композитор прервал труд над своей грандиозной оперой и взялся за сочинение, которое рассказывало историю Тристана и Изольды.

45678
Альберт, Йозеф Рихард Вагнер в кругу друзей и почитателей перед премьерой «Тристана» в Мюнхене 1865 г.

В 1857-59 годах Вагнер ездил по Европе. Он успел побывать в Венеции, затем вернулся в Париж. Но на сей раз его попытки добиться известности, славы во Франции успехом не увенчались. Зато принесли колоссальные убытки.

В начале 60-х композитору разрешили вернуться в Германию. Какое-то время он ездил по Европе и выступал как дирижер. Однако долги вновь нависли над ним дамокловым мечом.

К 62-у году Вагнер растерял почти всех друзей. Кто-то презирал его за политические взгляды и оскорбление еврейства, другие не желали давать денег в долг, поскольку тот был человеком хитрым и не самым порядочным. В результате композитор вновь сбежал от кредиторов. На сей раз в Мариенфельд.

56768

После некоторого времени скитаний музыкант обосновался в Трибшене, где и провел несколько лет, работая над новыми произведениями. Как человека Вагнера многие презирали, его роль как одного из крупнейших композиторов Европы не оспаривал никто.

В 1876 году «Кольцо Нибелунга» было, наконец, готово и увидело свет. Цикл открывается «Золотом Рейна». Во второй опере этого цикла – «Валькирии», звучит сцена, которая стала визитной карточкой композитора – «Полет валькирий».

Чтобы поставить оперу, был построен целый театр. А на премьеру «Кольца нибелунгов» приехали кайзер Германии Вильгельм I, король Бразилии Педру II, король Баварии Людвиг II, сливки аристократии из разных стран и прочие официальные лица, не считая многочисленную прессу и представителей мирового музыкального сообщества. 

Личная жизнь

На протяжении своей биографии Вагнер увлекался многими женщинами. Но наибольшую роль в его биографии сыграли трое.

Первая — Минна Планер, эффектная актриса. В 1836 года пара сочеталась браком. Однако счастливой их семейную жизнь назвать было сложно. Супругу тяготили постоянные переезды и безденежье. А когда в 1849 Вагнер перед угрозой ареста сбежал из страны, их отношения фактически завершились.

3456
Первая жена Вагнера Минна Планер

Находясь в Цюрихе, композитор познакомился с Матильдой Везендонк, которая стала его новой избранницей и музой. Впрочем, какие отношения у них были, точно сказать не может никто даже спустя много лет.

67890-
Рихард Вагнер играет Матильде Везендонк

В начале 60-х Вагнер встретил Козиму, дочь Ференца Листа. На тот момент она была замужем, но композитора это не остановило. Женщина и музыкант жили тайно, стараясь не афишировать свои отношения. Но не вышло. Довольно скоро факт супружеской неверности стал известен.

5476
Композитор с супругой Козимой Вагнер и сыном Зигфридом

Оформить развод Козиме удалось только в 70-е. Практически сразу же пара сочеталась браком. На тот момент у супругов уже было трое детей: сын Зигфрид, а также дочери Изольда и Ева фон Бюлов (последнюю записали под фамилией тогдашнего законного супруга Козимы).

Смерть композитора

На закате своей жизни музыкант много размышлял, готовил философские работы и очерки об искусстве. Финальным трудом стала опера Вагнера «Парсифаль», которая как нельзя лучше отражала настрой композитора и его внутренний мир на пороге кончины.

В начале 80-х у музыканта развились серьезные проблемы с сердцем. Последовала череда сердечных приступов. Рихард Вагнер умер от инфаркта 13 февраля 1883 года. Композитор похоронен перед своей виллой в Байройте (Германия), рядом, спустя 37 лет захоронили и его супругу Козиму Вагнер.

Интересные факты

  • Творческая биография Рихарда Вагнера началась примерно в 20 лет. На тот период пришлось создание его первого зрелого произведения.
  • Музыкант отличался взрывным характером, был очень вспыльчивым человеком.
  • Вагнера признавали как самого влиятельного и крупного композитора своего времени.
  • Несмотря на колоссальную известность в широких кругах, в музыканта практически никогда не было денег. А вот долгов — предостаточно. Несколько раз Вагнер пускался в бега, чтобы оторваться от кредиторов.
  • Композитор был ярым националистом, особенно сильно не любил евреев, за что многие его критиковали. А некоторые и вовсе презирали.
  • Вагнер был любимым композитором Гитлера. Его произведения стали символом нацизма и начали прочно с ним ассоциироваться. И это несмотря на то, что композитор умер за несколько лет до рождения немецкого диктатора.
  • Музыкант стал основоположником новой техники создания оперы.
    Также он известен как писатель, теоретик искусства, публицист.
  • Вагнер был очень суеверным человеком.
  • Все произведения сочинителя, так или иначе, опирались на национальный эпос, германские мифологические темы.

Слушать композиции

Список всех произведений Рихарда Вагнера

Оперы

  • «Феи» (1833—1834)
  • «Запрет любви» (1834—1836)
  • «Риенци» (1838—1840, премьера — 1842)
  • «Моряк-скиталец» («Летучий голландец») (1840—1841, премьера — 1843)
  • «Тангейзер» (1843—1845, премьера — 1845)
  • «Лоэнгрин» (1845—1848, премьера — 1850)
  • «Золото Рейна» (1852—1854, премьера — 1869)
  • «Валькирия» (1852—1856, премьера — 1870)
  • «Тристан и Изольда» (1857—1859, премьера — 1865)
  • «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861 —1867, премьера — 1868)
  • «Зигфрид» (1851 —1871, премьера — 1876)
  • «Гибель богов» (1848—1874, премьера — 1876)
  • «Парсифаль» (1877—1882, премьера — 1882)

Симфонические и хоровые произведения

  • Увертюра B-dur (1830).
  • Увертюра d-moll (1831).
  • Увертюра c-moll (1830).
  • Увертюра в форме фуги (1831).
  • Увертюра «Polonia» (1832).
  • Симфония C-dur (1833).
  • Симфония E-dur, 1-я часть (1834).
  • Кантата на Новый год для хора и оркестра (1834).
  • Увертюра «Христофор Колумб» (1835).
  • «Горный дух», музыка и вокальные номера к феерии Глейха (1836).
  • Увертюра «Rule Britannia» (1836).
  • Увертюра «Фауст» (1840).
  • «Братская трапеза апостолов», для мужского хора и оркестра (1843).
  • Кантата на открытие памятника королю Фридриху-Августу (1843).
  • Похороный марш в память Вебера (1844).
  • «Марш Хульдигунды» (1864).
  • «Зигфрид-идиллия» (1870).
  • «Кайзеровский марш» (1871).
  • Марш для всемирной выставки в Филадельфии (1876)

Произведения для фортепиано

  • Сонаты: d-moll (1829), B-dur (1831), A-dur (1832), E-dur (1853).
  • Фантазия fis-moll (1831).
  • Песня без слов (1840)
  • Вальс «Цюрихская возлюбленная» (1854).
  • Листок из альбома G-dur (1861).
  • Листок из альбома «У черных лебедей» (1861).
  • Полонез для фортепиано в 4 руки D-dur (1831).

Вокальные произведения, песни и романсы

  • Сцена и ария (1832)
  • 7 пьес к «Фаусту» Гёте (1832)
  • Кантата к Новому году (1835)
  • «Елка» (1838)
  • 3 романса на французские тексты: «Спи, мое дитя», «Малютка» («Роза»),
  • «Ожидание» (1840)
  • «Два гренадера» (1840)
  • «Торжественная песнь» для мужского хора (1843)
  • «Трапеза апостолов» для мужского хора и оркестра (1843)
  • «Приветствие королю» для мужского хора a cappella (1844)
  • 5 песен на стихи Матильды Везендонк для женского голоса с фортепиано: «Ангел», «Грезы», «Печаль», «Стой!», «В теплице» (1857—1858)

Литературные сочинения

  • «О сущности немецкой музыки»
  • «Художник и публика»
  • «Революция»
  • «Виртуоз и художник»
  • «Паломничество к Бетховену»
  • «Искусство и революция»
  • «Обращение к друзьям»
  • «Произведение искусства будущего» («Художественное произведение будущего»)
  • «Опера и драма»
  • «Музыка будущего»
  • «О назначении оперы»
  • «Об актерах и певцах»
  • «Еврейство в музыке»
  • «Публика и популярность»
  • «Публика во времени и пространстве»
  • «О сочинении стихов и музыки»
  • «Искусство и религия»
  • «О дирижировании»
  • «Бетховен»
  • «Вибелунги. Всемирная история на основании сказания»
  • «Автобиография»
  • «Моя жизнь»

Ссылки

Рихард Вагнер — Сумерки бога / Richard Wagner. Гении и злодеи

Как вам персона?

Нравится
3
Не нравится
0

ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Почитать еще

Adblock
detector