Сергей Васильевич Рахманинов

Русский композитор, пианист, дирижёр

Нравится
2
Не нравится
0

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ

О персоне
Деятельность:
композитор
Место рождения:
усадьба Семеново, Новгородская губерния
Дата рождения:
1 апреля 1873 г.
Умер:
28 марта 1943 г. (в 69 лет)
Знак Зодиака:
Овен
Образование:
Московская консерватория
В браке с:
Наталья Сатина (1902-1943 гг.)
Дети:
Ирина, Татьяна
 

Сергей Рахманинов — биография

Сергей Васильевич Рахманинов — крупный русский композитор, пианист, исполнитель классической музыки. Широкую известность получил еще в студенческие годы. А в начале 20-го века стал настоящей легендой.

Как и многие гениальные люди, интерес к творчеству у Рахманинова проявился очень рано. С первых лет жизни, будучи молодым человеком, он не отходил от пианино. Однако отличался своеволием, ему не хватало дисциплины. Проблему эту удалось решить только после выбора умелого и опытного наставника.

Интеллигентная публика, да и любители музыки в целом буквально боготворили Рахманинова. Он давал концерты, играл и сочинял. Благодаря природной одаренности разработал собственный исполнительский стиль, которым прославился на всю страну, а затем и во всем мире.

Революция вынудила музыканта эмигрировать из России. Долгие годы жизни находился в США. Советский Союз был для известного композитора чужбиной, он тосковал по прежней стране, но продолжал помогать своим друзьям, которые остались в России.

По воспоминаниям современников Рахманинов был человеком скромным и не любил выделяться, хвастаться своими достижениями. Частенько впадал в меланхолию и вообще отличался мнительностью, ипохондрией, искал несуществующие заболевания.

Кроме того, постоянно сомневался в себе, особенно если сочинительство никак не шло. Во многом именно такая чувствительность сделала его способным и одаренным сочинителем и исполнителем.

Ранние годы

Композитор Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873. Местом рождения стала усадьба Семеново Новгородской губернии. Молодой человек происходил из дворянской семьи, причем довольно старой.

Отца будущего музыканта звали Василием Аркадьевичем. Свой род мужчина вел от одного из молдавских правителей. Мать композитора — Любовь Бутакова. Дочь военных деятелей и представителей интеллигенции.

56787
Василий Рахманинов, отец Сергея Рахманинова

Музыкальность была у Рахманинова буквально в крови. Почти все родственники будущего исполнителя, так или иначе, имели отношение к этому виду искусства.

Отец охотно музицировал, отличался тонким слухом. Но профессиональным творчеством не занимался, играл для себя, как любитель. Дед Сергея Васильевича по отцу был учеником знаменитого ирландского композитора и исполнителя Джона Филда. Занимался сочинительством и добился внушительных успехов на этом поприще.

1451076026_rachmaninov03
Сергей Рахманинов в детстве

Мать Рахманинова хорошо играла на пианино. Именно она давала молодому человеку первые уроки исполнения на инструменте.

Имея такие гены и происхождение, не удивительно, что Сергей Васильевич очень рано заинтересовался музыкой. Он охотно учился играть на пианино. А когда опыта и умений матери уже не хватило, семья наняла частного преподавателя.

Какое-то время Рахманинов осваивал фортепиано под руководством А. Орнатской. Уже в юные годы молодой человек показывал недюжинные способности и склонности.

234324234
Юный Сергей Рахманинов

Наставница похлопотала о его зачислении в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1882 году он стал полноправным учеником младшего отделения одного из крупнейших заведений, кузницы музыкальных кадров.

Несмотря на достижения, Рахманинов не мог похвастаться дисциплиной. Учеба шла неуверенно. Мальчик часто прогуливал занятия. Было понятно, что такими темпами Сергей закопает талант в землю. Чтобы этого не случилось, молодого человека перевезли в Москву.

На новом месте в 1885 году Рахманинова зачислили в частный пансион профессора консерватора и известного пианиста Николая Зверева. Причем сразу в третий класс.

Rachmaninoff_1900
Сергей Рахманинов в молодости

Мужчина был опытным и в то же время жестким педагогом. Он строго наблюдал, чтобы его студенты не теряли времени даром. Частенько водил их на концерты, заставлял заниматься по 6 часов в день.

Большое внимание преподаватель уделял дисциплине и длительной, тяжелой практике на инструменте и в составе ансамбля.

Примерно в те же годы С. В. Рахманинов познакомился с П.И. Чайковским. Скромный, но умелый молодой человек произвел на мэтра приятное впечатление.

Спустя год Зверев вместе с учениками на время перебрался в Крым. Сам же Сергей Васильевич в свои 13 лет продолжал активно развиваться и учиться. Еще почти через 2 года между Рахманиновым и Зверевым вспыхнул конфликт.

Что именно стало тому причиной, точно не известно. Официальная версия гласит, что юный музыкант просил у преподавателя отдельную комнату для занятий и личный инструмент.

96373xzcr
Молодой Сергей Рахманинов

Но на самом деле, как свидетельствуют биографы, скорее всего виной всему решение Рахманинова заняться композицией как основной сферой искусства, а не исполнительством. Это был настоящий удар по самолюбию одного из лучших учителей и пианистов Зверева.

Как бы то ни было, в 1888 году Рахманинов покинул пансион и временно поселился у родственников. В том же период он поступил в Московскую консерваторию, где углубленно изучал композицию и занимался сочинительством.

На момент ухода от Зверева музыканту было 16. Муштра и суровое обучение у известного педагога сделали свое дело.

Творчество

Творческая биография Сергея Рахманинова началась все в том же 1888 году. Еще в период студенчества он слыл зрелым, вполне готовым к самостоятельному творчеству музыкантом. В период своего обучения в консерватории он написал множество крупных произведений.

Наибольшую известность Рахманинову принесли Первый фортепианный концерт, а также Прелюдия до-диез минор. Кроме них, Сергей Васильевич готовил романсы, пьесы.

565
Сергей Рахманинов. Фотография начала 1890-х годов

Ближе к концу своего обучения Рахманинов написал оперу «Алеко». Литературной базой для творческого эксперимента начинающего композитора стала пушкинская поэма «Цыганы».

Дипломная работа Сергея Васильевича была принята очень тепло. О произведении высоко отзывался сам Петр Чайковский. Он был настолько поражен оперой Рахманинова, что выхлопотал для нее постановку в Большом Театре.

Более того, известный мэтр хотел добиться, чтобы произведение внесли в постоянный репертуар подмостков. Однако сделать этого не успел, поскольку немногим позже скоропостижно скончался.

Муслим Магомаев. Каватина Алеко из оперы С.Рахманинов"Алеко"

Опера «Алеко» была полноценным, зрелым произведением, которое как нельзя лучше отражало творческий настрой и потенциал создателя. Известно, что увидев плоды трудов Рахманинова, Зверев простил своего ученика.

Разумеется, наставники из консерватории тоже остались довольны творчеством подопечного. В 19 лет Сергей Васильевич вышел из стен учебного заведения с золотой медалью как композитор и пианист.

Несмотря на все успехи, триумф оперы и широкое признание московской публики, денег у Рахманинова катастрофически не хватало. Музыка прокормить его не могла.

Чтобы подзаработать композитор устроился преподавателем в женские институты. Активно репетиторствовал, давал частные уроки. Впрочем, по собственному признанию очень не любил это дело.

Так продолжалось почти 4 года. В 24 молодой человек получил приглашение стать дирижером в Московскую частную оперу. Надолго его не хватило, Рахманинов проработал всего один сезон. Однако за очень короткий срок прославился. Здесь же композитор познакомился с Федором Шаляпиным, легендой русской песни.

544675
Сергей Рахманинов с собакой Левко на мостках у реки Хопёр близ имения Красненькое. 1899 год

В 1897 году Рахманинов решил попробовать свои силы в столице. Это было непредсказуемое мероприятие. Московская публика знала и любила, практически боготворила Сергея Васильевича. У него был большой кредит доверия.

В Санкт-Петербурге молодого и талантливого композитора никто не знал. Познакомить искушенную публику с творчеством Рахманинова взялся А.К. Глазунов. Однако премьера Первой симфонии оказалась настоящей катастрофой.

Сам дирижер был неопытным, а музыка Сергея Васильевича — слишком новаторской для своего времени.

Провал оказался грандиозным. Рахманинова ругали на все лады. О его творчестве негативно отзывались критики и другие композиторы. Особенно болезненным стало негативное мнение Римского-Корсакова, которого тот знал лично.

4657
Сергей Рахманинов, 1910-е годы

После катастрофической премьеры Рахманинов надолго впал в депрессию. В течение нескольких лет до самого начала нового столетия он ничего не писал и большую часть времени лежал дома. Лишь изредка вставал, чтобы дать частные уроки и получить заслуженные деньги.

Выкарабкаться из депрессии и тяжелого состояния композитор смог лишь благодаря стараниям известного психотерапевта Николая Даля.

В 1901 году Рахманинов Сергей Васильевич вернулся «в строй». Он написал Второй фортепианный концерт. Произведение ознаменовало новую веху творчества музыканта. Выйдя из затяжного кризиса, Сергей Васильевич устроился в Большой театр, стал дирижером. Выступал в качестве исполнителя, пианиста.

Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано — Ван Клиберн

В середине 10-х годов прошлого века Рахманинов отправился за границу. Он посетил Италию, какое-то время жил в немецком Дрездене.

К концу десятилетия талантливый композитор и исполнитель отправился в большое турне по Соединенным Штатам и Канаде, где его очень тепло встретили.

В 1909 уже зрелый и опытный музыкант Рахманинов подготовил Третий фортепианный концерт.

Рахманинов, Концерт № 3 для фортепиано — Ван Клиберн

Вернувшись из-за границы в Москву, Сергей Васильевич много и часто выступал. Новые впечатления позволили ему активно сочинять. У мэтра открылось второе творческое дыхание. Он заслужил статус одного из крупнейших музыкантов Российской Империи.

После распада страны

Революция, а затем и коренной слом общественного строя в 1917 году стали для Рахманинова настоящей неожиданностью. Никто не думал, что большевики придут к власти всерьез и надолго.

Намереваясь переждать сложный период, Рахманинов отправился за границу. Да и повод соответствующий был: немногим ранее трагических событий в стране, композитора пригласили играть в Швеции, Стокгольме.

269113182_0_0_2155_1220_600x0_80_0_0_c3fd55ed299ff3ef14388c152a25b7d6

В течение следующего года он выступал в Дании и Норвегии. Стрессы, а также резкая смена обстановки вызвали у музыканта новый творческий кризис. Он понял, что не может писать.

Чтобы преодолеть трудный период, Рахманинов взялся за исполнительство. Он плотно занимался на фортепиано и в очень короткий период времени дал больше десятка концертов. Его работа оплачивалась довольно хорошо. Композитор наконец-то расплатился с долгами.

Выступая в Дании, Норвегии и Швеции Сергей Васильевич сумел заслужить популярность в Европе. Творчество Рахманинова стало невероятно известным и востребованным. Музыкант выступал с концертами в США.

Практически всегда к нему было пристальное внимание, которого исполнитель не любил. Репортеры и папарацци не давали композитору и шагу ступить.

57686
Сергей Рахманинов в Калифорнии, в окрестностях Сан-Франциско, где он провёл лето 1919 г.

Доходило до того, что исполнитель был вынужден жить в железнодорожном вагоне. Только так удавалось избавиться от назойливых журналистов.

Успех, востребованность и известность омрачились глубоким творческим кризисом. Рахманинов не был в силах написать ничего нового. Он скучал по покинутой стране и не мог смириться с ее развалом.

Находясь в вынужденном отъезде, Сергей Владимирович в основном общался с русскими, такими же, как он сам эмигрантами. У него практически не было друзей среди иностранцев. Творческий кризис длился почти 10 лет.

В 1926 году композитор взялся за сочинительство. Из-под его пера вышел Четвертый концерт. Также он написал три песни. Период эмиграции однозначно был не лучшим для творческого развития и реализации талантов Рахманинова.

С момента отъезда и до смерти он написал всего 6 произведений. Но они заслуженно считаются одними из самых выдающихся за всю творческую биографию композитора.

5678
Сергей Рахманинов у руля моторной яхты «Сенар», июль 1939 года

Рахманинов периодически гастролировал по Европе, жил в Швейцарии. Его работу высоко ценили. Даже признавали одним из лучших пианистов и дирижеров своего времени. В 1941 году из-под пера мэтра вышли Симфонические танцы.

В начале 40-х грянула Вторая Мировая. Известие о нападении Германии на СССР и масштабные боевые действия Рахманинов воспринял с большой тревогой.

56578
Сергей Рахманинов на сцене в Люцерне 11 августа 1939 года. Последнее выступление в Европе

Несмотря на нелюбовь к советскому строю, он искренне переживал за русский народ. Старался по мере сил помогать родной стране, пересылал деньги. На средства, полученные от Рахманинова, был построен самолет.

По некоторым сведениям Сергей Васильевич незадолго до кончины обращался в посольство СССР. Просил разрешить ему въезд в страну.

Личная жизнь

Рахманинов был женат всего раз. Со своей будущей супругой он познакомился после отчисления из пансиона Зверева. Его парой стала двоюродная сестра из рода Сатиных (одна из ветвей Рюриковичей, которая лишилась официального титула), Наталья Александровна.

1198
Сергей Васильевич с женой Натальей Александровной

У супругов родилось двое детей. Дочери Татьяна и Ирина. Ни одна из них не стала связывать свою жизнь с профессиональным искусством и по стопам знаменитого отца не пошла. Впрочем, у них были все задатки.

Кроме того, девушки отличались хорошим слухом, а в период юности активно интересовались музыкой.

45678
Сергей Рахманинов с дочерьми Ириной и Татьяной

Смерть композитора

Последние годы жизни композитор и пианист-исполнитель провел в Беверли-Хиллз, США (Калифорния). В какой-то момент у него развился агрессивный рак, о чем сам музыкант и понятия не имел.

Сергей Рахманинов умер 28 марта 1943 от меланомы, злокачественной опухоли кожи. До своего 70 летнего юбилея мужчина не дожил всего несколько дней. О заболевании композитор не подозревал и буквально за 4 недели до кончины давал очередной концерт.

Что вызвало заболевание, никто не знал. Близкие называли причиной сигареты: Рахманинов постоянно курил, никогда не расставался с табаком.

Композитор похоронен на кладбище Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

Слушать композиции

Произведения

Произведения С. Рахманинова:

  • ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890)
  • ор. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)
  • ор. 3 — Пьесы-фантазии для фортепиано (1892)
  • op. 4 — Романсы (1892)
  • ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1893)
  • ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)
  • ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893)
  • ор. 8 — Романсы (1894)
  • ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано «Памяти великого художника» (1893), написано на смерть П. И. Чайковского
  • ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894)
  • ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки
  • ор. 12 — Цыганское каприччио (1895)
  • ор. 13 — Симфония № 1 (1895), посвящена А. А. Лодыженской
  • ор. 14 — Романсы (1897)
  • ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)
  • ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897)
  • ор. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)
  • ор. 18 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)
  • ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано соль минор (1901)
  • ор. 20 — Кантата «Весна» (1901)
  • ор. 21 — Романсы (1902)
  • ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902); 22 вариации посвящены Теодору Лешетицкому
  • ор. 23 — Прелюдии для фортепиано (1903)
  • ор. 24 — Опера «Скупой рыцарь» (1903)
  • ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904)
  • ор. 26 — Романсы (1907)
  • ор. 27 — Симфония № 2 (1907)
  • ор. 28 — Соната № 1 для фортепиано (1907)
  • ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров мёртвых» (1908)
  • ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)
  • ор. 31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)
  • ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910)
  • ор. 33 — Этюды-картины для фортепиано (1911)
  • ор. 34 — Романсы (1911)
  • ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913)
  • ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913)
  • ор. 37 — Всенощное бдение (1915)
  • ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)
  • ор. 39 — Этюды-картины (1917)
  • ор. 40 — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927)
  • ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928)
  • ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
  • ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)
  • ор. 44 — Симфония № 3 (1937)
  • ор. 45 — Симфонические танцы (1941)

Ссылки

Сергей Рахманинов: жизнь и творчество

ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Почитать еще

Adblock
detector