Модест Петрович Мусоргский

Русский композитор, член «Могучей кучки»

Нравится
5
Не нравится
3

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ

О персоне
Деятельность:
писатель, поэт
Место рождения:
с. Карево, Торопецкий уезд, Псковская губерния, Российская империя
Дата рождения:
21 марта 1839 г.
Умер:
28 марта 1881 г. (в 42 года)
Знак Зодиака:
Овен
Образование:
Николаевское кавалерийское училище
В браке:
не был
Дети:
нет
 

Модест Мусоргский — биография

Модест Петрович Мусоргский — русский композитор представитель отечественной музыкальной школы. Как и многие действительно талантливые и великие люди искусства, Мусоргский в ранние годы не представлял, что будет заниматься сочинительством.

Первые пробы пера, а также опыты имели скорее экспериментальный характер, обусловленный желанием проявить себя и найти собственное место в мире.

Творить Модест Петрович начал довольно рано, и практически сразу же завоевал уважение даже более опытных коллег. В зрелые годы Мусоргский входил в сообщество музыкантов «Могучая кучка», был лично знаком с большинством талантливых композиторов своего времени. В том числе с Римским-Корсаковым, который взялся за обработку и публикацию сочинений музыканта после его кончины.

На протяжении практически всей творческой биографии Модест Петрович пробовал себя в разных жанрах и стилях. Трудился над операми, оркестровыми пьесами и не только.

Так или иначе, практически все произведения Мусоргского удачно сочетали в себе национальные элементы, составляющие церковной, народной музыки и авторские наработки, трактовки.

Как часто случается, при жизни его творчество получило далеко не так много внимания, как после кончины. Действительно известным сочинитель стал посмертно.

Детство и юность

Будущий композитор Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года по новому стилю. На свет он появился в селе Карево. Пункт располагается на территории современной Псковской области.

Молодой человек был родовитого происхождения. Отец, Петр Алексеевич, мог похвастаться древними корнями. История его предков уходила вглубь веков. Мусоргские вели отсчет еще с царского периода, принадлежали одной из ветвей династии Рюриковичей.

Мать была чуть менее родовитого происхождения. Женщину звали Юлией Ивановной.

Большая часть детства Модеста Петровича прошла в семейном имении. В этот период наибольшее влияние на будущего композитора оказали два человека.

  • Первый — его собственная мать. Женщина была хорошо образованной и начитанной, имела способности к музыке. Именно с ее подачи Мусоргский начал заниматься на пианино. Первые фортепианные уроки проводила сама Юлия Ивановна.
  • Второй — няня. В ранние годы Модесту не нравилось учиться музыке. Вместо скучных занятий он убегал к своей опекунше, которая рассказывала мальчику сказки.

Фольклор оказал на творчество музыканта очень широкое влияние. Настолько сильное, что народные мотивы стали основными в его творчестве.

Начальное образование молодой человек получал в родовом имении. Помимо музыки, он учился общим, развивающим кругозор, дисциплинам. К своим 7 годам Мусоргский хорошо играл на пианино, мог исполнить некоторые из произведений такого виртуоза, как Ференц Лист.

54678
Фотопортрет Ф. Листа

С другой стороны, технической подготовки матери уже не хватало. Чтобы дать мальчику больше простора для творчества, ему наняли профессионального преподавателя игры на пианино.

Когда юноше исполнилось 10 лет, в 1849 он вместе с отцом отправился в столицу. Будучи в Петербурге молодой человек с братом Филаретом поступил в Петершуле — одну из крупнейших и наиболее авторитетных школ города и всей страны.

Основной упор здесь делали на гуманитарные науки и языкознание. Благодаря широкой подготовке уже к выпуску Мусоргский свободно говорил на французском, немецком, знал латынь и не только.

546789
Модест Мусоргский (стоит) с братом Филаретом

Формальное образование не мешало музыканту совершенствовать свои творческие навыки. Он брал частные уроки у местных преподавателей. Много выступал перед аристократической публикой.

Учеба тут продолжалась несколько лет. Уже в 1852 молодой человек был зачислен в юнкерскую школу. Он хотел стать кадровым военным.

В годы образования Мусоргский проявлял большое рвение к гуманитарным наукам, языкам и философии. Даже занимался переводами зарубежной художественной классики. В то же время, не забывал и о музыке. Вскоре его труды дали первые серьезные плоды.

Творчество

Творческая биография Модеста Мусоргского началась в 1852. Юноше не было и 14 лет, когда он сочинил свое первое самостоятельное произведение — пьесу для фортепиано.

Коллеги по цеху, в частности его преподаватель пианино, Антон Герке, высоко оценил дебют будущего композитора и помог опубликовать результаты трудов. Это было всего лишь начало.

На протяжении последующих лет учебы в юнкерской школе молодой человек не писал крупных произведений. Хотя сочинять не прекращал. Но все это были мелкие, недостаточно масштабные.

В 1856 Мусоргский Модест Петрович закончил свое обучение и поступил на военную службу. Его зачислили в Преображенский полк, это было очень почетное место.

5689789
Офицер Преображенского полка Модест Мусоргский

Продолжая развиваться на творческом поприще, молодой человек создал кружок любителей музыки. Вместе с коллегами, военнослужащими и не только, он обсуждал теоретические вопросы, ходил на оперы, посещал театры.

Не прошло и нескольких лет, как Модесту Петровичу улыбнулась удача. Он познакомился с музыкантами, перспективными коллегами по цеху: А. Даргомыжским и А. Бородиным. С подачи новых друзей Мусоргский встретился с М. Балакиревым, который организовал творческое сообщество.

Будучи профессиональным композитором и талантливым педагогом, тот направлял молодых неопытных коллег, помогал им расти над собой, развиваться на поприще музыкального искусства.

Уроки не прошли даром. Во многом именно ему Мусоргский и другие сочинители обязаны активным стартом и переходом на новый уровень.

Вскоре к сообществу присоединились другие члены: Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Вместе с исследователем искусства и профессиональным критиком В. Стасовым музыканты организовали более крупное объединение, которое вошло в историю искусства под названием кружка «Могучая кучка» (официальное название «Новая русская музыкальная школа»).

67890
Члены «Могучей Кучки», Мусоргский слева стоит у фортепиано

В конце 50-х Модест Петрович окончательно решил связать свою жизнь с музыкой. Однако времени катастрофически не хватало. Почти все силы забирала военная служба. Волевым решением Мусоргский ушел в отставку, сделав в выбор в пользу высокого искусства.

Начиная с 1858 он много и упорно учился: где-то сам, а местами под руководством все того же Балакирева. Музыкант активно рос и развивался, несмотря на смешки коллег по цеху и товарищей по кружку.

Творческие поиски Мусоргского были довольно мучительными. Он взялся за оперу «Эдип в Афинах», но забросил ее на полпути. Следом музыкант начал писать инструментальные пьесы, перекладывал мотивы зарубежных сочинителей, в том числе Бетховена.

78989
Модест Петрович Мусоргский в молодости

Однако его творческие опусы не получали ни популярности, ни даже высокой оценки. По мнению Балакирева, Мусоргский мог намного лучше. Своего ученика он упрекал в лени и нежелании написать что-то действительно оригинальное.

Модест Петрович уважал своего наставника, а потому мнение его принимал спокойно и прислушивался к сказанному. Критика Балакирева подтолкнула Мусоргского на настоящий творческий путь.

В 1861 году композитор был за пределами Санкт-Петербурга. Находясь в селе, он внимательно обдумывал, как действовать дальше.

Наблюдая за крестьянской жизнью, Модест Петрович пришел к мысли, что фольклорная тема — это то, что ему как раз и нужно.

Под впечатлением от небольшого эпизода, когда он увидел шедших мимо деревенских баб, весело распевающих простые мотивы, Мусоргский написал небольшое произведение, «Интермеццо». Наконец, сочинитель понял, куда ему следует двигаться.

Почти через полтора года Мусоргский возвращается в Санкт-Петербург. В 1863 он начинает трудиться над оперой «Саламбо». В тот же период готовит песни, сочинения для оркестра.

Как рассказывал сам Модест Петрович, идеи шли одна за другой, стоило ему только отказаться от зарубежных музыкальных клише. Сочинитель опирался на народные мотивы и творчески их перерабатывал.

От европейской «рутины» он отказался на всю оставшуюся жизнь, считая, что инструменты и подходы, выработанные годами — не более, чем наследие прошлого.

В том же 1863 творчество Мусоргского приобрело в действительности серьезный характер. Он написал музыкальный цикл «Детская». В него вошло 7 вокальных пьес. В отличие от прошлых опытов, это была более чем зрелая творческая разработка.

В одночасье композитор стал знаменит, причем как в России, так и за ее пределами. Цикл высоко оценил сам Ференц Лист, чем немало удивил Мусоргского.

Начатое ранее произведение «Саламбо» Модест Петрович так и не завершил. Вместо этого все наработки он использовал в опере «Борис Годунов». Первое действительно крупное сочинение было закончено в 1869.

Мусоргский намеревался поставить его сразу же. Однако дирекция театров отказала музыканту, сославшись на уже готовый и утвержденный репертуар. Руководство предложило прийти через полгода. Однако своего часа опера Мусоргского ждала аж до 1874 года.

После выхода на подмостки произведение произвело фурор. Модест Петрович оказался настоящим новатором, но оценили это далеко не все. Представители классической музыкальной школы произведение не поняли. Резко критически о нем высказывались и члены плеяды композиторов, что называется, старой закалки.

Идеи и приемы Мусоргского остались не понятыми очень многими. Зато молодое поколение композиторов рукоплескало маэстро. Как, впрочем, и многочисленные слушатели.

7687

Билеты на оперу раскупали практически в первые дни от начала продаж. Наконец-то, это был успех. Неприятным фактом стала критика от коллег по «Могучей кучке».

В частности, Цезарь Кюи называл «Бориса Годунова» произведением без сюжета. Но публика считала по другому. Опера стала настолько популярной, что некоторые вокальные части обыватели распевали на улицах.

Несмотря на разгромную критику от коллег, Модест Петрович продолжил творить. Теперь он в своем призвании был уверен. В 1874 практически сразу после премьеры «Бориса Годунова» из-под пера Мусоргского вышел его знаменитый цикл «Картинки с выставки», а следом — «Песни и пляски смерти».

В будущем именно эти произведения прославили композитора и сделали его всемирно известным сочинителем.

В середине 70-х, чуть меньше чем через год от создания знаменитых циклов, Модест Петрович взялся за новое крупное произведение. Он начал работать над оперой «Хованщина».

Вновь за основу композитор взял события русской истории. Большую помощь в работе ему оказывал В. Стасов, который помогал с поиском источников, документальных сведений и хроник.

Вскоре Мусоргский взялся за еще одну оперу, «Сорочинская ярмарка». Над двумя крупными произведениями композитор работал всю оставшуюся жизнь.

Мусоргский. Сорочинская ярмарка.

Труд продвигался медленно. Сочинитель был невероятно строг к самому себе. В порыве перфекционизма он переписывал целые сцены, да не по одному разу.

На скорости творческой работы сказывались проблемы со здоровьем, которые возникли внезапно. Омрачали ситуацию еще и стремительно портящиеся отношения Мусоргского с коллегами по музыкальному кружку.

Бывших товарищей он называл бездушными изменниками, поддерживал контакты лишь с некоторыми.

5678900
Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881 г.

В этот период мужчина пристрастился к спиртному.

Навалились еще и финансовые проблемы. Чтобы подзаработать, Модест Петрович аккомпанировал на концертах. Вскоре умер друг музыканта, О. Петров. Это событие стало последней каплей. Мусоргский окончательно сдал и тяжело заболел.

На фоне проблем со здоровьем композитор прервал работу над операми. Когда стало лучше, он отправился на юг России, побывал в Украине, где вдохновившись местными народными мотивами, вновь взялся за подготовку небольших фольклорных пьес.

Последние годы и смерть композитора

После путешествия в 1880 М. П. Мусоргский вернулся в столицу. Однако проблемы кажется, специально его поджидали. Композитор потерял главный источник дохода — его уволили с работы. Он занимал мелкий чиновничий пост, который позволял хоть как-то прокормиться и не думать о хлебе насущном.

Единственным источником дохода стали частные уроки. Помогали и друзья. Но средств все равно было мало. Модеста Петровича выселили из квартиры.

23453
Одно из последних фото композитора

Беды одна за другой валились на голову музыканта. Он вновь взялся за бутылку и беспробудно пил.

Очень скоро у мужчины начало сдавать здоровье. Во время одного из концертов он потерял сознание. Стараниями немногих оставшихся друзей, в том числе Римского-Корсакова Модест Петрович попал в больницу. До самых последних дней сочинитель продолжал работу над операми. Однако закончить их не успел.

Мусоргский умер 28 марта 1881 года по новому стилю, причина смерти не уточняется. Однако, как предполагают исследователи, всему виной были осложнения алкоголизма.

Пристрастие музыканта к горячительным напиткам было столь сильно, что за несколько часов до кончины он велел принести ему бутылку коньяка, которую сразу же и осушил.

Композитор похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

Личная жизнь

В биографии музыканта было довольно много женщин: Мария Шиловская, Дарья Леонова, Надежда Опорочина и другие. Однако ни с кем из них построить хоть сколь-нибудь крепкие отношения Мусоргский не сумел.

Они или не отвечали ему взаимностью, или же и вовсе относились как к родственнику, проявляя сестринские или материнские чувства.

Музыкант не был женат, детей у него не осталось.

7657657

Интересные факты

  • Композитор рано начал учиться игре на фортепиано. На тот момент ему не был и 7 лет.
  • Мусоргский не планировал заниматься музыкой. Профессиональные амбиции и стремления у него появились уже после получения формального образования.
  • Сочинитель слыл очень развитым человеком: он ориентировался в литературе, бегло говорил на нескольких иностранных языках.
  • Творчество М. Мусоргского опередило свое время. При жизни его музыкальные опыты не получили заслуженной популярности. Его критиковали на все лады, в том числе и коллеги, друзья.
  • К середине жизни Модест Петрович столкнулся с целой чередой личных и профессиональных проблем. Чтобы заглушить моральную боль он начал много, безбожно пить.
  • К концу жизни Мусоргский слег с белой горячкой. Стараниями друзей его удалось поместить в больницу.
  • Интересный факт — единственный прижизненный портрет был написан накануне смерти музыканта.

Слушать композиции

Произведения

Произведения Модеста Мусоргского:

Оперы:

  • Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я ред. 1872)
  • Опера «Хованщина» (ок. 1873—1880, не окончена).
  • Опера «Женитьба» (1868, не окончена).
  • Опера «Сорочинская ярмарка» (1874—1880, не окончена).
  • Опера «Саламбо» (1863—1866, не окончена).

Для оркестра:

  • Скерцо B-dur для оркестра (1858; посвящено А. С. Гуссаковскому); первое издание — 1860.
  • Alla marcia notturna. Маленький марш для оркестра (в характере ночного шествия) (1861).
  • Intermezzo in modo classico (1867; посвящено А. П. Бородину);
  • Ночь на Лысой горе, симфоническая картина (авторское название — «Иванова ночь на Лысой горе»; 1867); первое издание — 1886, в редакции Н. А. Римского-Корсакова).
  • Взятие Карса. Торжественный марш для большого оркестра (1880); первое издание — 1883, в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. Впервые исполнен 18 октября 1880 года во 2-м симфоническом собрании ИРМО в Санкт-Петербурге под управлением Э. Направника.

Для хора с сопровождением:

  • Марш Шамиля, для четырёхголосного мужского хора и солистов (тенора и баса) с оркестром (1859)
  • Иисус Навин, для солистов, хора и фортепиано (1866; 1877, вторая ред. Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; 1883, издание в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).
  • Поражение Сеннахериба, для хора с оркестром на слова Дж. Г. Байрона из «Еврейских мелодий».

Для фортепиано:

  • Картинки с выставки, цикл пьес (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе: Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.
  • Полька «Подпрапорщик» (1852)
  • Скерцо cis-moll (1858), посвящается Любови Михайловне Бубе
  • Ein Kinderscherz (Детская шалость; др. названия: «Детские игры», «Уголки»; 1859—1860), посв. Николаю Александровичу Левашову
  • Интермеццо (1861), посвящено А. П. Бородину
  • Экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе».
  • Няня и я. Из воспоминаний детства (1865)
  • Дума. Пьеса на тему В. А. Логинова (1865), посвящается В. А. Логинову
  • La capricieuse (Шалунья). Пьеса на тему Л. Гейдена (1865), посвящена Надежде Петровне Опочининой
  • Скерцо «Швея» (1871)
  • На южном берегу Крыма. Из путевых заметок (1879), посвящается Дарье Михайловне Леоновой
  • Слеза (1880)
  • В деревне. Quasi fantasia (1880). Посвящается И. Горбунову.
  • Каприччио «Близ южного берега Крыма. Гурзуф у Аю-дага» (1880)
  • Meditation (feuillet d’album) (Размышление. Листок из альбома; 1880)

Ссылки

Мусоргский. «Картинки с выставки»

Как вам персона?

Нравится
5
Не нравится
3

ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Почитать еще

Adblock
detector