Антонио Лучо Вивальди

Итальянский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник

Нравится
4
Не нравится
3

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ

О персоне
Деятельность:
композитор
Место рождения:
г. Венеция, Италия
Дата рождения:
4 марта 1678 г.
Умер:
28 июля 1741 г. (в 63 года)
Знак Зодиака:
Рыбы
В браке:
не был
Дети:
нет
 

Антонио Вивальди — биография

Антонио Вивальди — композитор, скрипач-инструменталист, один из самых выдающихся музыкантов первой половины 18-го века. О его ранних годах известно не так много. Исследователи творчества уверенно говорят лишь об одном — творить он начал очень рано.

В зрелые годы Вивальди был известен своей поразительной работоспособностью и выдающимися навыками вкупе с талантом. Так, например, композитор меньше чем за неделю мог легко создать целую оперу, тщательно проработав все произведение. Даже для поздних лет это казалось чем-то невероятным и недостижимым.

Помимо собственно композиторской деятельности, Вивальди учил других. Его знали как умелого педагога. Будучи настоящим скрипичным виртуозом, он активно совершенствовал теоретические вопросы игры на инструменте. Его вклад в развитие техники исполнения сложно переоценить.

При жизни Антонио Вивальди был очень известным и уважаемым музыкантом. Но, несмотря на все достижения, регалии и почитание публики, незадолго до и после смерти его популярность начала стремительно угасать. В считанные годы от нее и вовсе не осталось следа. Имя знаменитого виртуоза помнили лишь немногие композиторы, музыканты.

В забвении сочинитель и скрипач провел почти 2 века. Только в 20-м столетии его имя вновь вспомнили. Интерес к творчеству знаменитого итальянца проснулся с новой силой и стал даже сильнее, чем в период его жизни.

Ранние годы

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 г. на территории нынешней Венеции. Точная дата появления музыканта на свет долгое время оставалась вопросом дискуссионным. Окончательно прояснить все непонятные моменты удалось лишь в 60-е прошлого столетия.

О ранних годах музыканта известно не так много. Можно точно сказать, что его отца звали Джованни Баттиста. Мужчина был парикмахером. Ремесло цирюльника впоследствии стало семейным.

По косвенным признакам исследователи установили, что отец будущего композитора и сам был умелым музыкантом. Однако занимался ли тот профессиональным сочинительством сказать сложно. Но он однозначно умел играть на скрипке. По всей видимости, на довольно высоком уровне, поскольку помогал сыну освоить инструмент.

43546
Джованни Баттиста Вивальди, отец композитора

Мать мальчика звали Камилли Каликчио. Чем она занималась, и какое происхождение имела — сказать невозможно.

По всей видимости, Антонио появился на свет слабым и болезненным ребенком. В будущие годы проблемы со здоровьем давали знать о себе довольно часто. Так, например, Вивальди не мог играть на духовых инструментов из-за давления в грудной клетке. Исследователи предполагают, что скрипач и композитор болел бронхиальной астмой.

Приобщаться к музыке Антонио начал довольно рано. По самой вероятной версии, учиться играть на скрипке Вивальди стал, едва ему исполнилось 5 лет.

547689
Дом Вивальди в Венеции

Первым преподавателем молодого человека был его собственный отец. Мальчик быстро осваивал технику, продвигался вперед с бешеной скоростью. Всего через несколько лет он уже играл в церкви.

Дальнейшее обучение Антонио Вивальди остается загадкой. По одним сведениям, он брал уроки у Джованни Легренци. Но если сличить даты, получается, что это невозможно. Композитору приписываются и других наставников. Но вопрос так и остается загадкой.

Творчество

В какой именно момент сочинитель начал заниматься композиторской деятельностью, точно сказать сложно. По всей видимости, творческая биография Антонио Вивальди началась на закате 90-х годов 17 столетия. Возможно, даже раньше.

Достоверно известно, что на заре нового века Вивальди, будучи постоянным музыкантом церковного оркестра, принял решение связать свою жизнь с религиозной организацией.

Для того времени сочетание духовного сана и творческой карьеры было вполне распространенным и обыденным явлением. В 1704 он провел свою первую мессу. Затем еще несколько, пока не понял, что служение Богу вовсе не его стезя.

4366
Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди

Когда именно Вивальди начал сочинять тоже не понятно. Но к моменту завершения церковной службы он уже слыл довольно известным и авторитетным композитором.

Годом ранее молодой человек начал преподавать в одном из детских домов Оспедале-делла-Пьета. Это венецианское учреждение было в числе четырех прочих, которые принимали сирот и обучали их ремеслу. Тому, которое могло бы прокормить обездоленных беспризорников в будущем.

Мальчики осваивали базовое торговое образование. Девочки — музыкальное. Самые лучшие получали настоящую путевку в жизнь. А. Вивальди устроился преподавателем. Своих подопечных он учил игре на скрипке.

Начиная с 1704 года, композитор совмещал обязанности преподавателя и сочинителя. Параллельно готовил собственные самостоятельные произведения.

456789
Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник». Пьер Леоне Гецци, 1723 год

Точная датировка до сих пор остается вопросом спорным. Но в период наставничества Антонио Вивальди подготовил несколько десятков произведений: кантаты, концерты, вокальные пьесы. В его послужном списке были работы разных форм и размеров. Немалую роль в творчестве Вивальди играли религиозные мотивы.

Всего через год после начала работы, композитор опубликовал свои свыше 10 сонат (т.е. Опус №1). Город уже был наслышан о талантливом сочинителе. Создавая новые произведения, Вивальди подогревал к своей личности постоянный интерес.

Его учительство в сиротском доме проходило непросто. Будучи человеком принципиальным, композитор частенько ссорился с руководством заведения. Из-за напряженных отношений сочинителя несколько раз пытались выгнать, устраивая голосование. Добиться увольнения виртуоза удалось лишь в 1709.

Однако даже противники Вивальди быстро поняли, что без него работа идет вовсе не так, как следовало бы. Чуть больше чем через год композитора вернули в детский дом.

Начиная с 1709-1710, сочинитель начал творить все активнее. Из-под его пера выходили десятки сонат, огромное количество концертов. Находил Вивальди время и для выступлений перед почтенной публикой.

В те годы Венеция была центром торговли, а также культурной жизни Европы. В город стекались десятки, если не сотни тысяч людей со всего континента. Не удивительно, что имя талантливого итальянского скрипача и композитора в считанные годы стало известно в мире далеко за пределами родной Венеции.

4657
Антонио Вивальди. Художник Франсуа Морелон дё ля Кавэ, 1725 год

Противники Вивальди, его недоброжелатели из детского приюта после понимания роли композитора несколько притихли. А в 1716 сочинитель стал музыкальным руководителем сиротского учреждения. Теперь он отвечал за все творчество.

Как рассудило время, педагогические умения Вивальди оказали на приют значительное влияние. Благодаря его стараниям появилась целая плеяда талантливых исполнителей. В частности, выделялась ученица Анна Мария даль Виолин, итальянская скрипачка.

Начиная с 1718, Вивальди заключил выгодное соглашение, по которому обязался писать два концерта в месяц и заниматься некоторой организационной работой (репетиции, подготовка выступлений). За это он получал довольно солидную по тем временам сумму.

57868

Серьезной композицией Антонио Вивальди начал заниматься лишь в 1713. В этот период он работал над крупными произведениями. Первым подобным в его творческой биографии стала опера «Оттон на вилле», которая отражала один из периодов истории Священной римской империи.

Произведение произвело фурор, стало широко известным на всю Венецию. Вивальди привлек интерес к своей личности и вскоре к нему обратился владелец театра Сан-Анджело с предложением написать еще одно произведение. 

Из-под пера композитора вышла опера «Роланд, мнимый безумец». В том же 1714 он написал две оратории — «Юдифь торжествующая» и «Моисей, бог фараонов». Это были произведения крупной формы со сложными вокальными партиями.

Антонио Вивальди "Торжествующая Юдифь"

В очень короткое время творчество Вивальди получило широкое распространение. Сам же композитор стал еще более известным и уважаемым сочинителем и музыкантом.

По мере того как композитор Антонио Вивальди становился все более знаменитым, росло и количество учеников. Все хотели получить наставление от столь известного композитора и виртуозного исполнителя.

Сочинитель охотно делился знаниями, но не забывал и о своей композиторской работе. В 1715-1716 годах по заказу всего того же театра Сан-Анджело он написал еще три оперы: «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью», «Нерон, ставший цезарем», а также «Коронация Дария».

По всей видимости, уже в тот период Антонио Вивальди был известен на всю Италию. Потому как его произведения ставили не только в Венеции, но и в других городах. А это было невозможно без достаточного авторитета, поскольку ни один театр не решался работать с материалом незнакомого автора.

Несмотря на все достижения, Вивальди не был столь же известным композитором, как некоторые из его современников, соотечественников. Однако история все расставила по своим местам.

787
Портрет Антонио Лучо Вивальди

Композитор был настоящим новатором. Но его творческие эксперименты, готовность идти неизведанными путями не нравилась очень многим коллегам. Ярые консерваторы критиковали Вивальди. Сторонники более умеренных позиций осторожно высказывали сомнения.

Примерно в 1719 году сочинитель отправился в Мантую, где получил должность капельмейстера при дворе местного князя. Тут композитор написал еще несколько опер, концертов. Но наиболее известной работой нового периода стал цикл «Времена года». Впервые он прозвучал в 1725-м.

За пределами родной Венеции Вивальди жил целых 3 года. За период нахождения в Мантуе он успел познакомиться с несколькими женщинами, которых прочили в спутницы композитора.

Когда уже известный музыкант вернулся в Венецию, по всему городу поползли разговоры. Досужие слухи не могли не дойти до ушей церковников.

Отношения Вивальди и духовных чинов начали стремительно ухудшаться. Не удивительно: ведь музыкант имел духовный сан, хотя и не проводил служб. Доходило до того, что композитора осуждали некоторые кардиналы.

В 1723 года Антонио Вивальди вновь покинул Венецию и отправился в Рим. Здесь с большим успехом прошла его новая опера «Геркулес на Термодонте», которая пришлась по вкусу публике.

Находясь в городе, композитор встречался с Папой, продолжал активную сочинительскую работу.

Смерть композитора

В период до конца 20-х Вивальди оставался востребованным. Но к 30-м году у него появились серьезные финансовые затруднения. Кроме того, его музыка в один момент начала терять в популярности. На горизонте появились новые имена. Творчество известного композитора стали называть старомодным. А затем работы и вовсе перестали слушать.

Надеясь поправить свои денежные дела, Антонио Вивальди продавал рукописи, сочинения за сущие гроши. Он намеревался отправиться в Вену и найти свое место при дворе крупной аристократии. Однако началась война, которая охватила половину Европы. Власть имущим стало не до музыканта.

56789
Портрет Вивальди. Художник Франсуа Морелон дё ля Кавэ, 1723 год

Последние годы жизни Антонио Вивальди провел в полной безвестности и нищете. Пытаясь найти свое место, он поехал в Саксонию, в Дрезден. По всей видимости, именно тут сочинитель и заболел. Состояние композитора стремительно ухудшалось.

28 июля 1741 года Вивальди умер от «внутреннего воспаления», современные исследователи считают, что причиной смерти было или тяжелое обострение астмы, или пневмонии. За давностью лет установить точную причину уже невозможно.

Композитор был похоронен в Вене, на кладбище для неимущих. К несчастью, могила знаменитого сочинителя, виртуозного скрипача и композитора до наших дней не сохранилась.

Личная жизнь

Музыкант в довольно ранние годы стал католическим священником. Как и прочие представители духовенства, он дал обет безбрачия, который строго соблюдал.

Несмотря на это, недоброжелатели и злые языки приписывали композитору разные неблаговидные поступки. Его ученицу, талантливою певицу Анну Жиро, обыватели зачисляли в любовницы. То же самое произошло и с сестрой женщины, Паолиной.

46676
Анна Жиро, ученица Вивальди

Ходили и другие не менее невероятные слухи. Например, что Вивальди был евнухом. Ни одна из версий, однако, не нашла никакого достоверного подтверждения.

В личной жизни Антонио Вивальди не было места ни браку, ни продолжению рода. Он умер бессемейным и бездетным.

Интересные факты

  • Как и многие музыканты того периода, композитор был духовным лицом.
  • Вивальди обладал интересной внешностью. В особенности современников удивлял цвет его волос. За необычный оттенок его прозвали «рыжим священником».
  • Несмотря на большое количество портретов музыканта, сказать точно, он ли на них изображен, невозможно.
  • Вивальди на протяжении большей части жизни был известным и популярным композитором. Однако по мере стремительного развития музыкального искусства в 18-м веке, интерес к его творчеству становился все меньше. К концу отведенного ему срока, желание слушать Вивальди и вовсе пропало. Музыкант умер никому не нужным, заброшенным человеком. В тотальной нищете.
  • Сочинитель отличался поразительной работоспособностью. Огромное произведение он мог закончить менее чем за неделю.
  • После смерти композитора его творчество оставалось безвестным на протяжении почти 200 лет. Только в 20 столетии интерес к работам итальянского виртуоза проявился с новой силой. Причем по всему миру.
  • Сейчас Вивальди считается одним из наиболее крупных и известных композиторов. Его имя знают, пожалуй, все.

Слушать композиции

Список произведений

Среди произведений Антонио Вивальди:

  • 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
  • 49 кончерто гроссо;
  • 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
  • 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
  • 32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.
  • Свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.

Ссылки

Mari Samuelsen: Vivaldi — "Summer" from Four Seasons

Как вам персона?

Нравится
4
Не нравится
3

ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Почитать еще

Adblock
detector