Франц Петер Шуберт

Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке

Нравится
4
Не нравится
1

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ

О персоне
Деятельность:
композитор
Место рождения:
г. Вена, Габсбургская монархия
Дата рождения:
31 января 1797 г.
Умер:
19 ноября 1828 г. (в 31 год)
Знак Зодиака:
Водолей
Образование:
Учительская семинария
В браке:
не был
Дети:
нет
 

Франц Шуберт — биография

Франц Шуберт — выдающийся австрийский композитор и исполнитель-инструменталист первой половины 19-го века, родоначальник направления романтизма и наиболее заметный его представитель в ранний период развития.

Талант к музыке композитор показал еще в ранние годы. Он успешно осваивал инструментальное исполнительство, обладал красивым певческим голосом. Современники и преподаватели считали его невероятно одаренным молодым человеком, которому талант достался из рук Бога.

Шуберт действительно успел прославиться. За годы творчества он написал больше 600 вокальных произведений, 9 симфоний и огромное количество камерной, фортепианной музыки для небольших коллективов или соло-исполнения.

Несмотря на все таланты, сочинитель никогда не акцентировал внимание на материальной стороны искусства. Всю свою жизнь Шуберт был беден как церковная мышь. Едва отбивался от кредиторов.

Судьба отвела гениальному музыканту очень немного времени. Мужчина скончался в самом расцвете сил, на тот момент ему исполнился 31 год.

Трагическая смерть подвела черту под его биографией. Однако музыка стала частью классической коллекции и пользуется широкой популярностью, выступает эталоном до сих пор.

Ранние годы и образование

Будущий композитор Франц Шуберт родился 31 января 1797 в городе Вена Австрийской республики. Родители молодого человека были людьми бедными, но при этом талантливыми и довольно образованными.

Отец, Франц Теодор Шуберт, был простого крестьянского происхождения. Работал преподавателем в церковно-приходской школе Лихтенталя. При этом он любил музыку и был умелым, талантливым исполнителем. Играл на струнных и не только. Мать будущего композитора была дочерью слесаря. Сама она трудилась поварихой.

4565756
Портрет Франца Шуберта в детстве, худ. Джозеф Абель, 1814 г.

Франц был не единственным ребенком в семье. Помимо него у четы Шубертов было 13 детей. Однако девять из них скончались в совсем юном возрасте. До зрелости добрались лишь пятеро.

Трое связали свою жизнь с музыкой: в том числе Франц и его братья Фердинанд и Игнац. Но лишь первые двое решили сделать исполнительство и композицию своей профессией.

Несмотря на простое происхождение, казалось, что у Франца нет других альтернатив, кроме как связать свою жизнь с искусством. Отец частенько играл на скрипке и виолончели, как и братья.

francz-shubert
Молодой Ф.П. Шуберт

Музыка была частью жизни семейства. Чета постоянно принимал у себя гостей. В том числе из людей искусства. Творческие вечера были обычной практикой.

Словом, музыка прочно и с ранних лет заняла место в душе Шуберта-младшего. Желанием связать свою жизнь с высоким искусством молодой человек заявил быстро.

Первые уроки игры на скрипке мальчику преподавал его собственный отец. Способствовал в этом деле и старший брат Игнац, который помогал освоить клавишные.

Франц Теодор Шуберт быстро понял, что у сына талант. Молодой человек умело играл по памяти. Даже на зная нотной грамоты. Недолго думая он определил юношу в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где тот мог бы проявить себя куда ярче. Как раз туда, где сам преподавал долгие годы.

Здесь юноша познакомился с М. Хольцером, который давал молодому человеку уроки вокала и игры на органе. Капельмейстер церкви был высокого мнения об ученике.

96293668_large_franzschubert2
Франц Петер Шуберт в молодости

Благодаря выдающимся результатам, талантам и упорному труду, Франц Шуберт был принят в придворную капеллу в Вене. Вместе с тем его зачислили в школу-пансион (Конвикт), где молодой человек получал еще и общее образование. Тут он встретил друзей, с которыми поддерживал контакты до самой смерти.

Будучи школяром, Ф. Шуберт продолжал усердно учиться и постигать музыкальное искусство. На тот момент юноше было всего 11 лет. Будущий композитор учился теории, грамоте. В. Ружичка преподавал ему генерал-бас.

Затем же талантливым молодым человеком заинтересовался Антонио Сальери, который часто искал даровитых детей, неограненные алмазы. Опытный музыкант охотно стал обучать Шуберта. Причем совершенно бесплатно, в интересах высокого искусства.

Под началом Сальери молодой человек осваивал композицию и контрапункт. Занятия продолжались аж до 1816 года.

Творческий путь

Поднаторев в сочинительстве (не в последнюю очередь благодаря все тому же наставнику, Антонио Сальери), Франц Шуберт взялся за композицию. Его первые работы, написанные с 1810 по 1814, были уже довольно зрелыми и самобытными. В числе дебютных трудов были симфония, песни и несколько пьес для фортепиано.

2-768x1141
Франц Петер Шуберт, Изображение из Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (№ файла LC-DIG-ggbain-33535)

Можно сказать, что творческая биография Шуберта началась именно в 1810 году. По крайней мере, как композитора. Исполнительством он занимался аж с 7 лет, с раннего детства. Успехи на поприще сочинительства укрепили молодого человека в мысли, что это именно его стезя.

Посещая школу, Шуберт с трудом осваивал языки. А еще ему не давалась математика. Тем не менее, сумел окончить образование. В 1813, когда проходило взросление юноши, он лишился своего красивого певческого голоса. Подлая перестройка связок поставила крест на его карьере в качестве хориста, исполнителя-вокалиста.

Уйдя из капеллы, молодой человек по настоянию отца поступил в учительскую семинарию, которая готовили преподавателей для общеобразовательных учреждений. Окончив ее, он устроился на работу в ту же школу, где трудился его отец.

В 1814 молодой человек написал первую в своей биографии оперу «Увеселительный замок сатаны». Учителем австрийский композитор проработал до 1818 года.

5686786
Ф. Шуберт с собакой

Преподавание не приносило ему большой радости. Он помогал осваивать азбуку детям. Наставничеством музыкант занимался только для того, чтобы зарабатывать деньги.

Главной страстью Шуберта была и оставалась музыка. Все свободное время молодой человек отдавал сочинительству. Его неформальными преподавателями, идейными вдохновителями были Франц Йозеф Гайдн, Бетховен, Моцарт и Кристоф фон Глюк. Именно их творчество оказало на него наибольшее влияние.

В школе Шуберт проработал до 1818. К своим 20 с небольшим годам молодой человек стал сочинителем как минимум 3 симфоний, 5 сонат и нескольких сотен песен на слова немецких и австрийских поэтов.

Музыка настолько сильно завладела сознанием и всем существом Франца Шуберта, что он не прекращал работать ни на минуту. Известно, что композитору частенько снились музыкальные отрывки. Он просыпался, чтобы записать только что услышанное.

Подобно родителям, Шуберт устраивал творческие вечера. К нему наведывались многочисленные друзья и коллеги. Сам же музыкант играл заранее заготовленные произведения или импровизировал, показывая недюжинные таланты к спонтанному сочинительству.

Ближе к 20-м годам музыкант хотел стать главой капеллы. Но вскоре передумал. Случилась судьбоносная встреча: Шуберт познакомился с Иоганном Фоглем, видным певцом-баритоном. Два музыканта быстро нашли общий язык и приняли решение работать вместе.

678
Иоганн Михаэль Фогль

Тандем исполнителей пользовался большой популярностью. Вскоре дуэт стал известен на всю Вену. Основное внимание, однако, к себе привлекал именно Фогль. Несмотря на композиторские таланты, Франц не мог похвастаться виртуозностью игры на фортепиано. А потому широкого впечатления на публику не производил.

Вокальное же творчество Шуберта, которое составило основу репертуара знаменитого дуэта, имело ошеломляющий успех.

Будучи уже известным и востребованным музыкантом, Франц не мог похвастаться большим богатством. Скорее даже наоборот. Денег композиторство и исполнительство ему не приносило.

Еще хуже дело обернулось в 1818, когда мужчина ушел из школы и решил больше не преподавать. Отец музыканта такой поступок не понял, не оценил и не одобрил. В назидание он лишил взрослого сына материальной поддержки.

54656
Ф. Шуберт дает концерт

Жить приходилось как попадет: просить ночлега у товарищей, знакомых, чуть ли не побираться. Не умереть с голода Шуберту позволяли друзья и влиятельные знакомые, которые помогали ему деньгами. В этом отношении известность композитора давала ему некоторые преимущества.

Сказать, что жизнь и творческий путь сочинителя были усыпаны розовыми лепестками нельзя. На каждый успех приходилась одна, а то и несколько неудач. В начале нового десятилетия Франц Шуберт закончил крупное оперное произведение «Альфонсо и Эстрелла».

На свое детище композитор возлагал большие надежды. Однако расчет не оправдался. Театры отказались принимать работу Шуберта и ставить его оперу. Это был тяжелый финансовый удар, который подорвал и без того трудное материальное положение низшего композитора.

В 1822 году Шуберт тяжело заболел. У него появились первые признаки сифилиса — для того периода недуг вполне распространенный. Творить композитор временно не мог. Вместо этого он нанялся частным преподавателем к графу Иоганну Эстерхази. Известный сочинитель учил его детей музыке.

Менее чем через год состояния композитора серьезно ухудшилось. В 1823 его поместили в больницу, где мужчина и проходил лечение.

Как показали более поздние, уже посмертные исследования, Франц Шуберт сумел излечиться от сифилиса. Но терапия была довольно экстремальной, с применением опасных химических препаратов. Что, по всей видимости, подорвало иммунитет.

После выписки из больницы Франц Шуберт становится членом музыкальных союзов Линца и Штирии. В тот же период он заканчивает знаменитый вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», основу которых составляли легкие по содержанию произведения.

Ставка делалась на эмоции, чувства героев, их контраст: от счастья к глубокому горю. Именно в это время композитор достиг пика работы в характерном стиле. Основной художественный жанр Шуберта, романтизм, на короткое время стал одним из наиболее популярных и востребованных. Как среди простых слушателей, так и среди сочинителей, подражателей.

Цикл «Прекрасная мельничиха» заслужил невероятную популярность. Шуберт в одночасье стал восходящей звездой австрийской классической музыки.

Незадолго до своей кончины Франц Шуберт работал над другим циклом — «Зимний путь». Однако стилистика получилась принципиально иной. Песни были пронизаны пессимизмом, что отмечали даже современники. Творчество композитора разительно отличалось от того, что он делал раньше.

После своего звездного часа, несмотря на все похвалы публики и критиков, Шуберт вновь остался у разбитого корыта. Он ютился по чердакам, жил в крайней нищете. Но получать материальную помощь от друзей больше не хотел, чтобы не обременять их своими проблемами.

В 1828 фортуна вновь повернулась к композитору лицом. Его избрали в Венское общество друзей музыки. Творческое объединение, которое открывало широкие возможности для сочинителей и исполнителей.

54767
Франц Шуберт, худ. Йозеф Крихубер, 1846 г.

В марте 1828 года Шуберт дал свой первый и последний авторский концерт. Выступление прошло триумфально, зал был в восторге. Это был настоящий звездный час композитора. Более того, он наконец получил деньги и мог не беспокоиться о финансовом положении. Вот только длилось счастье недолго.

Смерть композитора

Судьба распорядилась по другому. Поздней осенью 1828 музыкант подхватил брюшной тиф. Как раз на фоне очередной вспышки заболевания. Композитор боролся с недугом целых 2 недели. Однако тот оказался сильнее.

19 ноября 1828 года Франц Петер Шуберт умер от тяжелой инфекции. Изначально похоронен на Вергинском кладбище, недалеко от Бетховена. Больше чем через полвека останки композиторов перенесли на Центральное кладбище Вены, где музыкант и нашел последнее пристанище.

Франц Шуберт "Форель". Играет Евгений Кисин (1990)

 

Личная жизнь

О любовных отношениях Франца Шуберта известно не так много. Точно можно сказать, что его первой и скорее всего единственной избранницей была некая Тереза Горб.

scale_1200
Тереза Горб

Она была такого же простого происхождения, как и сам композитор. Не могла похвастаться ни блестящим умом, ни внешними данными. По воспоминаниям современников выглядела весьма скромно и непримечательно. Словом, большой красавицей не слыла.

Однако Шуберта привлекало не лицо, а то, как она слушала музыку. У девушки загорелись глаза, что подкупило чувствительного композитора.

Все ухаживания, однако, пошли прахом. Тереза предпочла богатого кондитера. По ее мнению и по представлениям матери, нищий музыкант не мог стать достойной партией и не прокормил бы семью.

По всей видимости, большое увлечений в жизни Шуберта не было. Однако тот факт, что он болел сифилисом, наталкивает исследователей на мысль, что музыкант не брезговал ходить в публичные дома и пользоваться услугами дам легкого поведения.

Интересные факты

  • Заниматься музыкой композитор начал в 7 лет под контролем отца и брата.
  • Сочинитель был основоположником направления романтизма.
  • Шуберт был очень продуктивным творцом. Он прожил чуть больше 31 года. Однако это не помешало ему создать более тысячи произведений. Всего Шуберт написал 9 симфоний, несколько опер и огромное количество песен, сочинений камерной музыки.
  • Несмотря на признание при жизни, наибольшей известности музыкант заслужил после смерти, когда его произведения начали печатать и исполнять.
  • На протяжении всей биографии композитор был очень бедным, находился на грани крайней нищеты.
  • Идейными вдохновителями и неформальными учителями Шуберта были Гайдн и в особенности Бетховен, которого музыкант боготворил.

Слушать композиции

Список избранных произведений

Произведения Франца Шуберта:

Для оркестра:

  • Симфония № 8 («Неоконченная») h-moll (1822)
  • Симфония № 9 («Большая») C-dur (1828)
  • 8 увертюр

Для голоса с фортепиано:

  • Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Вокальный цикл «Зимний путь» (1827),
  • Сборник «Лебединая песня» (1828)
  • Ave Maria («Третья песня Эллен» / «Ellens dritter Gesang»)
  • Баллада «Лесной царь» (нем. Erlkönig, на стихи И. В. Гёте, 1816)
  • Другие песни (отдельно и в сборниках, всего около 600)

Духовная музыка:

  • Офферторий для сопрано или тенора с оркестром (C-dur, D 136)
  • Офферторий для хора с оркестром (a-moll, D 181)
  • Офферторий тенора и хора с оркестром (B-dur, D 963)
  • Salve Regina для сопрано с оркестром (F-dur, D 223)
  • Немецкая месса, D 872
  • Магнификат (1815)
  • Tantum ergo для квартета певцов, хора и оркестра

Светские оратории и кантаты: Победная песнь Мириам, D 942

Соло для фортепиано:

  • 23 сонаты (1815—1828)
  • Фантазия «Скиталец» (1822)
  • 11 экспромтов (1827—1828)
  • 6 музыкальных моментов (1823—1828)
  • Свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812—1827);

В четыре руки:

  • Сонаты, увертюры, фантазии
  • Венгерский дивертисмент (1824)
  • Рондо, вариации, полонезы, марши

Оперы и зингшпили:

  • Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ);
  • Братья-близнецы (1820, Вена)
  • Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне)

Музыка к драматическим спектаклям:

  • Волшебная арфа (1820, Вена),
  • Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же)

Камерно-инструментальные ансамбли:

  • Фортепианный квинтет «Форель» (1819)
  • Сонаты для скрипки и фортепиано (1816—1817)
  • Фантазия (1827) для скрипки и фортепиано
  • Соната для арпеджионе и фортепиано (1824)
  • Фортепианные трио (1827)
  • Струнные трио (1816, 1817)
  • Струнные квартеты (1811—1826)
  • Струнный квинтет (1828)
  • Октет для струнных и духовых (1824)
  • Интродукция и вариации на тему песни «Засохшие цветы» для флейты и фортепиано

Ссылки

Великие Композиторы — Франц Шуберт

Как вам персона?

Нравится
4
Не нравится
1

ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Почитать еще

Adblock
detector