Николай Римский-Корсаков — биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков — один из наиболее выдающихся русских композиторов 19-го века. Как и многие люди искусства, он долгое время не помышлял о карьере профессионального музыканта, учился в кадетском корпусе, параллельно брал уроки фортепиано и лишь пробовал свои силы в сочинительстве.
Заняться композицией он сумел в сравнительно зрелые годы. Известен как один из членов сообщества «Могучая кучка». Из-под пера Римского-Корсакова вышло почти 2 десятка опер, множество симфоний и чуть меньше сотни романсов.
Во многом музыканту повезло с преподавателем: его наставником был М. Балакирев, который считался умелым и чутким педагогом. А уже в зрелый период, когда композитор набрался опыта, он и сам стал учителем.
Будучи преподавателем, Римский-Корсаков фактически положил начало собственной школе. Под его руководством росли музыканты, позже получившие всемирную известность: от Сергея Прокофьева до Игоря Стравинского.
Современники вспоминали композитора как сурового и даже жесткого педагога, который никогда не хвалил, но всегда знал как направить усилия ученика в нужное русло.
Содержание
Ранние годы
Композитор Римский-Корсаков родился в Тихвине, на территории Новгородской губернии 18 марта 1844 г. по новому стилю.
Его предки не имели отношения к искусству. По отцу будущий сочинитель был дворянином. Мужчину звали Андреем Петровичем. Его деды прославились многолетней службой на флоте в течение нескольких поколений.
Сам же отец композитора занимался гражданской деятельностью, был чиновником. Получил пост вице-губернатора, а затем должность губернатора.

Мать будущего музыканта звали Софья Васильевна. Она имела смешанное происхождение. По женской линии была из крепостных крестьян. А ее отец был помещиком, дворянином из рода Скарятиных.
По воспоминаниям Римского-Корсакова мать была особой хорошо образованной и начитанной. Знала французский язык, умела играть на фортепиано, и отличалась подобающими времени манерами.

Начальное образование композитор получал дома под контролем родственников и частных преподавателей. В 6 лет он начал осваивать общеобразовательные дисциплины и впервые подошел к фортепиано.
Интересно, но музыка не производила на молодого человека сильного впечатления. Тот предпочитал читать. Литература была страстью будущего композитора. Но он был не прочь послушать народные песни и любил церковные произведения.
Спустя несколько лет по настоянию отца Римского-Корсакова определили в Морской кадетский корпус, крупное и престижное заведение, которое готовило кадры для флота.

Известно, что учился он прилежно. А в 1858 году у будущего сочинителя проснулась настоящая тяга к музыке. Юноша с упоением слушал произведения корифеев композиции: как российских, так и зарубежных.
Композитор рос и формировал собственные вкусы на основе сочинений Бетховена, фон Вебера, Россини, Глинки и прочих знатоков своего дела.
Очень скоро молодой человек захотел писать сам. Однако понял, что ему не хватает фундаментально базовой подготовки. Чтобы устранить досадное упущение, в 1859 он начал брать частные уроки у Федора Канилле.
Первые музыкальные пробы
Творческая биография Римского-Корсакова началась примерно в 1855 году, когда он только стал учиться в кадетском корпусе. На тот момент молодому человеку было всего 11 лет. Ранние опусы были незрелыми и подражательными.
Все изменилось к началу 60-х. Стараниями своего преподавателя фортепиано Канилле Николай Андреевич познакомился с известным музыкантом Милием Балакиревым.

Помимо композиторской и дирижерской деятельности, он занимался тем, что направлял молодые дарования двигаться верным путем. Римский-Корсаков вошел в состав кружка, созданного мэтром. Позже это сообщество композиторов получило название «Могучей кучки».
Помимо начинающего сочинителя в числе членов объединения входили Цезарь Кюи, Модест Мусоргский и другие, чье имя также вошло в историю мировой классической музыки.
Балакирев показывал себя не только как композитор, но и как талантливый, чуткий педагог. В судьбе младших коллег он принимал непосредственное, тесное, почти отеческое участие. Помогал выбрать правильные ходы, подсказывал, как лучше оформить инструментовку и пр. Такое наставничество очень помогало.

Под руководством Балакирева Николай Римский-Корсаков начал серьезную работу над своим дебютным произведением, Первой симфонией. Известно, что писать ее автор начал еще в годы обучения, но добиться успеха сумел лишь позже.
На заре 60-х молодой человек окончил кадетское училище, после чего поступил на службу на судно. Времени на сочинительство оставалось очень мало. В экспедициях график был крайне напряженным, обязанностей хватало с головой.
Кое-как Римский-Корсаков умудрялся выкраивать время на сочинительство, работу над своей Первой симфонией, но быстро понял, что не успевает и отложил сочинительство на потом.
С 1862 по 1865 композитор служил на флоте, полностью отдавая себя мореходству. За этот период в несколько лет Николай Андреевич успел объехать полмира. Впечатления от путешествия позже отразились в его произведениях.

В середине 60-х Римский-Корсаков возвращается в Россию. Он принимает решение уйти со службы и посвятить все свое время искусству и сочинительству. Прибыв на родную землю композитор вновь налаживает контакты с «Могучей кучкой».
За годы его странствий кружок существенно разросся. В него вошли новые участники. В числе таковых были А. Бородин, Л. Шестакова, а также А. Даргомыжский.
В тот же период Николай Александрович познакомился с Петром Чайковским, который был идейным противником сообщества, но поддерживал тесные контакты с коллегами.
Опера и зрелое творчество
Желая продолжить деятельность на ниве искусства, Римский-Корсаков вновь попал под руководство Балакирева. По рекомендации своего преподавателя он продолжил трудиться над Первой симфонией и серьезно ее переработал. Произведение композитора исполнили в 1865. Но это был лишь первый шаг на пути к творческим высотам.

В ранние годы своей активности Римский-Корсаков ориентировался на сочинения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его работах прекрасно уживались зарубежные и русские народные мотивы, что в итоге стало визитной карточкой композитора.
В 1867 году из-под пера Николая Андреевича вышло произведение «Садко». Позже его фрагменты частично вошли в структуру одноименной оперы. А еще через год на свет появилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вошел в период профессионального, зрелого творчества.
Помимо композиции он занимался рутинными вопросами: оркестровкой, инструментовкой чужих произведений. В первую очередь, работ коллег по музыкальному сообществу.
В начале 70-х Римский-Корсаков нащупал свою нишу. Он стал трудиться в жанре оперы. Впоследствии именно эта композиционная форма стала его излюбленной. Уже в 1872 году из-под пера талантливого музыканта вышла его первая опера «Псковитянка» по драме Льва Мея.
Дебютная работа в жанре стала известной и узнаваемой. Римский-Корсаков получил свою порцию славы и был признан широкой общественностью. В том числе профессиональными кругами.
Немногим до этого музыканта приняли профессором Санкт-Петербургской консерватории. Начиная с 70-х, он получил еще и административные должности: директора музыкальной школы, инспектора и пр. Также Римский-Корсаков занимался дирижированием, управлял оркестрами.
Несмотря на явный успех, композитор быстро понял, что для действительно серьезного творчества ему не хватает специального образования. Николай Андреевич начинает усиленно изучать дисциплины, которые преподают в консерватории.
Покрыть недостаток формальной подготовки ему удается довольно быстро. В результате музыкант смог усовершенствовать свою композиторскую технику. Старания не прошли даром и на свет появилась Третья симфония и еще ряд произведений.
В период нового десятилетия, в 80-е Римский-Корсаков берется за творчество со свежими силами. После долгой работы на свет появляются две оперы: «Снегурочка», а также «Майская ночь». Не считая других произведений, в иных жанрах.
В период 80-х Николай Андреевич помимо композиторской деятельности занимался административными вопросами, много дирижировал.
Кропотливая работа, труд без устали сыграли свою роль. Из-за перенапряжения и груза личных проблем Римский-Корсаков впал в состоянии творческого кризиса.
Спад активности композитора пришелся на начало 90-х. В этот период он много читал, интересовался философией, писал статьи и публицистические материалы. Практически не сочинял, пытаясь найти выход из кризисного состояния.
Возвращение к профессиональному творчеству произошло на удивление быстро. Уже в середине 90-х Н. А. Римский-Корсаков взялся за активное сочинительство. Судьба будто бы вознаградила его за терпение и позволила наверстать упущенные годы.
Вторая половина десятилетия стала временем исключительной творческой активности композитора. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.
В числе работ того периода можно назвать оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», «Ночь перед рождеством», «Садко». Все с неизменным постоянством становились известны практически сразу после первого исполнения.
В последующие годы Николай Андреевич написал еще 7 крупных опер. Он работал до самого конца своего жизненного пути.
Помимо композиторской деятельности и музыкальных талантов, сочинитель известен как человек с активной общественной позицией, сторонник перемен и справедливости.
Реакционные, репрессивные действия царской администрации, давление власти, а также революционные события 1905-1907 года, что последовали позже, Римский-Корсаков воспринял с воодушевлением. Он открыто поддерживал студентов, которые выступали против ужесточения правил, а также казарменных порядков в университетах.
В знак протеста он уволился из Санкт-Петербургской консерватории и вернулся на должность, только когда события более-менее утихли, и власть пошла на уступки. Это отдельно характеризует композитора как личность.
Преподавательская деятельность
Участливость, а также чуткость Балакирева, неформального учителя помогли Римскому-Корсакову стать тем, кем он оказался в будущем. Примечательно, что и сам композитор в зрелые годы начал готовить музыкантов, раскрывая таланты своих подопечных.
Римский-Корсаков стал основателем собственной школы, направления. За сравнительно малый срок, Николай Андреевич дал путевку в жизнь более чем 2 сотням учеников.
Среди его подопечных были Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Михаил Ипполитов-Иванов и множество других талантливых людей, которые позже приобрели всемирную известность и заслуженную славу.
По воспоминаниям студентов, Николай Андреевич всегда умел найти правильные слова, сделать полезные замечания, дать бесценные советы.

При этом как педагог он отличался суровостью, местами даже жесткостью и никогда не хвалил своих подопечных.
Впрочем, те всегда и без лишних слов понимали, чего от них хочет учитель, и как он настроен.
Личная жизнь
Николай Римский-Корсаков был женат всего один раз. Его супругой стала Надежда Пургольд: композитор, музыковед и талантливая пианистка. Церемония венчания состоялась в 1872 году.

В этом браке на свет появилось 7 детей: 4 сына и 3 дочери. До зрелых лет дожили только четверо.
Смерть композитора
До последних дней Римский-Корсаков активно работал. На самочувствие он не жаловался. Тем более трагической стала его внезапная кончина. Николай Андреевич умер 8 июня 1908 года от инфаркта миокарда, проблем с сердцем.
Смерть известного и любимого всеми музыканта стала большой неожиданностью.
Композитор похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.
Слушать произведения
Работы композитора
Произведения Римского-Корсакова:
Оперы
- Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
- Майская ночь (1880)
- Снегурочка (1881)
- Млада (1892)
- Ночь перед Рождеством (1895)
- Садко (1896)
- Моцарт и Сальери (1898)
- Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
- Царская невеста (1899)
- Сказка о царе Салтане (1900)
- Сервилия (1902)
- Кащей Бессмертный (1902)
- Пан воевода (1904)
- Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
- Золотой петушок (1907)
Симфонические произведения
- Симфония № 1 (1865; 1884)
- Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
- Симфониетта на русские темы (1885)
- Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
- Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
- Симфония № 3 (1873; 1886)
- Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
- Испанское каприччио, (1897)
- Светлый праздник (увертюра)
- Садко, (1896)
- Снегурочка (сюита)
- Ночь перед Рождеством (сюита)
- Концерт для фортепиано с оркестром
Вокальные сочинения
- 79 романсов
- Хоры с оркестром и a capella
- Сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен»