Михаил Глинка — биография
Михаил Иванович Глинка — один из самых выдающихся русских композиторов. Маэстро жил и творил в первой половине 19-го века. По воспоминаниям современников, он обладал удивительной работоспособностью, мог трудиться без устали часами.
В историю Михаил Глинка вошел в первую очередь как создатель первой оперы на национально-патриотическую тему «Жизнь за царя», посвященной событиям Смутного времени, борьбе с польскими интервентами, подвигу Сусанина.
Еще при жизни Михаил Иванович стал человеком уважаемым и известным на всю Российскую империю. О его творчестве высоко отзывались Пушкин и поэт Жуковский.
На представления и концерты, где ставили и исполняли произведения Глинки, регулярно ходили члены императорской семьи, который были высокого мнения о творчестве знаменитого современника.
Жизнь композитора оказалась довольно короткой. На этом свете он провел немногим более 50 лет. Однако за отведенный период музыкант успел оставить огромное творческое наследие, которое широко известно даже сейчас. Причем как в России, так и далеко за ее пределами.
Его произведениями вдохновлялись очень многие композиторы, которые творили после него, в том числе Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский.
По меткому выражению критика и искусствоведа В. Стасова, Глинка стал основоположником русского музыкального языка. И в этом отношении он стоит в одном ряду с фигурой Пушкина, который совершил революцию в литературе и словесности.
Содержание
Детство и образование
Композитор Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года по новому стилю на территории Смоленской губернии, в селе Новоспасское.
Отец музыканта, Иван Николаевич, был потомственным аристократом, когда-то служил в русской армии. На момент рождения сына вышел в отставку в офицерском чине.
Мужчина происходил из рода польской шляхты, которая долгие годы жила на территории Смоленска. А после того, как город и его окрестности оказались под властью Российской Империи, предки композитора приняли православие и взяли русские имена.
Шляхтичам оставили их имения, аристократический статус, а также право использовать старый родовой герб. Предки Глинки быстро обрусели и обрели положение российского дворянства.

Мать будущего композитора звали Евгенией Андреевной. Она была из того же рода, приходилась отцу музыканта, своему законному супругу, троюродной сестрой, что стало для тех лет довольно обыденным явлением.
Первые 6 лет своей жизни Глинка провел под присмотром бабушки Феклы Александровны. Она была женщиной строгой, суровой и воспитывала композитора вялым, мнительным и нервным ребенком.
После смерти мать взяла сына на свое попечение и долгие годы старалась искоренить то, что посеяла в юноше сердобольная бабушка.
Начальное образование Михаил Иванович получал дома. В освоении наук ему помогали гувернеры. В том числе Варвара Кламмер, первая учительница композитора, которую пригласили приехать из Санкт-Петербурга.

Увлекаться музыкой Глинка начала в довольно позднем возрасте (Конечно, если сравнивать с прочими гениями композиции и исполнительского искусства). На тот момент ему было уже 10 с лишним лет. Молодой человек взялся за освоение фортепиано и скрипки.
В годы Отечественной Войны 1812 семья укрылась в Орле. Смоленск стал небезопасным. Пришлось спешно бежать. Вернуться Глинки смогли только к 1813-у, обнаружив на месте дома руины. Жилище пришлось выстраивать с нуля.
В ранние годы Глинки не был страстным любителем музыки. Толчком к выбору профессии композитора стал концерт, который как-то провели дома.
Отец юноши любил пышные праздники. Он часто приглашал родственников и друзей, устраивал шумные торжества. Как-то раз в гости к семье приехал Афанасий Глинка, брат матери. Он вместе со своим оркестром, собранным из крестьян, исполнил концерт Б. Крусселя, который произвел на молодого человека сильнейшее впечатление.

Ближе к совершеннолетию семья музыканта переселилась в Санкт-Петербург. В 1817 году композитор попал в Благородный пансион, где учился у одного из будущих декабристов, Вильгельма Кюхельбекера (того самого лицейского друга Пушкина).
Однако не только формальное образование привлекало Михаила Ивановича. Переезд в столицу государства дал Глинке возможность учиться музыке профессионально.
Молодой человек брал уроки у крупнейших деятелей искусства, композиторов, сочинителей и исполнителей. Среди его преподавателей были Джон Филд, Шарль Майер и Карл Цейнер.
Творческий путь
Творческая биография Михаила Глинки началась в 1822 году, сразу после того, как он выпустился из Благородного пансиона. По завершению обучения музыкант не сумел найти достойную работу и отправился путешествовать на Кавказ.
Вместе со своим дядей композитор побывал в Пятигорске, Кисловодске и других городах. Дорога, горный климат измотали музыканта, он начал серьезно болеть. Из-за этого пришлось спешно вернуться в Смоленскую деревню.

Через 2 года молодой человек отправился в Санкт-Петербург и в 1824 устроился на чиновничью должность. Однако музыка манила его куда сильнее. Пришлось совмещать сочинительские занятия и работу.
Государственная служба была тяжелой и забирала 6 часов в день. Остальное же время Глинка посвящал композиции, без устали трудился.
В 1824 году Михаил Иванович нащупал свой поход к творчеству. Первые пробы пера не сохранились. Однако его более поздние произведения, которые, тем не менее, относятся к первым годам творчества, хорошо известны и по сей день.
В числе произведений Глинки, которые появились на свет первыми, можно назвать романсы на слова поэтов «Не искушай меня без нужды», «Ночь осенняя, ночь любезная» и прочие.
Несмотря на успешный дебют, Глинка оставался недоволен своими трудами. Он считал, что способен на большее. Бытовая музыка ему не нравилась. Вскоре целеустремленный композитор взялся за создание оркестровых произведений малых форм.
Путешествие на Кавказ, пусть и окончилось неудачно, все же произвело на композитора сильнейшее впечатление. В будущем они оказали существенное влияние на творчество, нашли свое отражение в поздних произведениях.
Не прошло и нескольких лет, как Глинка отправился за свежими впечатлениями. В 1830-м году он поехал в путешествие по Европе. Успел побывать в Дрездене, объехал всю Германию. Однако дольше всего задержался в Италии.

Здесь он изучал особенности зарубежного подхода к композиции, написал несколько пьес. Примерно в тот же период Михаил Иванович стал полноценным, самобытным сочинителем. Из-под его пера вышло несколько произведений.
Наиболее крупными стали «Секстет…», а также «Патетическое трио ре-минор». Работы Глинки были зрелыми, в них не осталось и намека на ученичество. Приглядывался узнаваемый композиторский почерк.
Не забывал Михаил Иванович и о своем образовании. Он продолжал осваивать музыкальные дисциплины. В 1833 Глинка отправился в Берлин. В Германии под руководством Зигфрида Дена изучал инструментовку и полифонию. Однако всего через год был вынужден вернуться домой, поскольку узнал о смерти отца.
В 1836 музыкальная карьера Глинки стремительно развивалась. Композитор давно вынашивал идею создания национально-патриотической оперы. Однако никак не мог найти подходящего мотива.
На помощь сочинителю пришел Василий Жуковский, который посоветовал обратить внимание на подвиг Сусанина. Эта идея Глинке понравилась. Михаил Иванович тут же взялся за работу.
Опера «Жизнь за царя» была закончена в 1836-м. Интересно отметить, что руководство Санкт-Петербургского Большого театра никак не хотело брать произведение в работу. Только пройдя через несколько рук сочинение Глинки, наконец, с большой неохотой, но взяли.
Премьера состоялась 9 декабря. Опера произвела настоящий фурор, в одночасье став событием года. Произведение Глинки получило много лестных отзывов. Публика была в восторге.
Высокого мнения о работе Михаила Ивановича остался и сам император Николай I, который лично благодарил мэтра.
В честь звездного часа Глинки его коллеги и знакомые, в числе которых был и Пушкин, написали полушутливый «Канон». В тексте обыгрывали его фамилию («Уж не глинка, а фарфор!»).
Триумф помог композитору подняться на новые высоты. Практически сразу после премьеры его назначили капельмейстером, он получил должность руководителя Придворной капеллы.

Заняв столь ответственный пост, Михаил Иванович ездил по всей Империи в поисках певцов и лично отбирал кандидатов.
Руководство капеллой было довольно недолгим. Через 2 года Глинка покинул должность, чтобы вновь вернуться к творчеству. Все силы он отдавал созданию второй оперы. На сей раз по мотивам произведения Пушкина «Руслан и Людмила».
Идеи новой крупной работы Михаил Иванович вынашивал долго. Он планировал оформить сочинение в тандеме с Пушкиным, с которым хотел консультироваться по ходу создания произведения. Однако этого не случилось — известный поэт трагически скончался.
Работать над оперой приходилось, общаясь с коллегами, друзьями Пушкина, которые хорошо знали почившего литератора и были знакомы с его работами и стилем.

Премьера новой постановки прошла 9 декабря 1842 года, через 6 лет после триумфального дебюта. Однако опера «Руслан и Людмила» получила куда более прохладные оценки. Публика все так же рукоплескала маэстро. А вот искусствоведы были настроены куда более скептично и даже враждебно.
Агрессивная критика оперы «Руслан и Людмила» серьезно ударила по композитору. Он впал в состояние кризиса и опасался творить. В последующие несколько лет Глинка работал над произведениями малого масштаба. Его внимание вновь привлекли романсы. На свет появились «Я помню чудном мгновенье» на стихи Пушкина, а также «Если я встречусь с тобой».
В 1844 сочинитель отправился в Европу, чтобы привести в порядок свои мысли. Какое-то время он жил во Франции. Тут М. И. Глинка познакомился со многими крупными музыкантами, композиторами, в числе которых был Гектор Берлиоз.
По инициативе иностранного коллеги в Париже прозвучали отрывки произведений Глинки. Французская публика встретила работы русского композитора благосклонно. И уже в 1845 Михаил Иванович представил на суд слушателей свои полные сочинения, которые исполняли в рамках благотворительного концерта.
В тот же год Глинка уехал из Франции и поселился в Испании. Он упорно изучал язык и нравы местного народа. Под впечатлением от страны и ее быта Михаил Иванович написал увертюру «Арагонская хота», а парой лет позже «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
Последующие несколько лет Глинка ездил по России. Праздная жизнь, приглашения на светские мероприятия сильно утомляли композитора. Однако выехать за границу он не смог, поскольку ему отказали в паспорте. В результате сочинитель осел в Варшаве, где подготовил симфоническую фантазию «Камаринская».
Вернуться в Санкт-Петербург композитор решился лишь в 1851. В столице сочинитель давал уроки пения, помогал с подготовкой оперных партий. Его труды оказали сильнейшее влияние на формирование русской вокальной школы.

Не прошло и года, как Глинка Михаил Иванович отправился в новое заграничное путешествие. Он хотел вновь поселиться в Испании, но дорога оказалась слишком тяжелой.
Композитор остановился в Париже, где прожил почти 2 года. Тут он начал работу над новой оперой «Тарас Бульба», однако закончить ее так и не успел.
После начала Крымской войны Глинка вынужденно отбыл обратно в Россию. В последние годы он практически не творил. Занимался подготовкой мемуаров.
Глинка и Пушкин
Примечателен тот факт, что на протяжении долгих лет два гения были близкими друзьями. Впервые Александра Сергеевича композитор встретил в 1828 году. Их познакомил Кюхельбекер, который представил сочинителя Пушкину.
Несмотря на разницу всего в несколько лет Глинка обращался к литератору по имени и отчеству. Был высокого мнения о творчестве Пушкина, называл его «известнейшим поэтом». Александр Сергеевич отвечал ему тем же. Он живо интересовался музыкой Глинки, высоко оценивая его труды.

Они нередко встречались и обсуждали вопросы русского искусства. Еще при жизни литератора Глинка задумал создать в тандеме с Пушкиным оперу «Руслан и Людмила». Однако трагическая гибель лирика поставила крест на этом грандиозном замысле.
По словам В. Стасова, Пушкин и Глинка были во многом похоже. Один стал прародителем отечественной литературы и светочем словесности, а другой — основоположником русской классической музыки.
Личная жизнь
Официально Глинка был женат один раз. Его супругой стала дальняя родственница Мария Петровна Иванова. Однако очень скоро композитор понял, что ошибся. Супруга была женщиной взбалмошной, капризной и скандальной. Часто устраивала ссоры. Не отличалась она и верностью, при первом возможности ходила на сторону, позоря своего супруга.

Глинка долгое время старался найти повод для развода. И вскоре он представился. Женщину уличили в тайном венчании с новым избранником. На тот момент супруги вместе уже не жили.
Михаил Иванович заинтересовался Екатериной Ермолаевной Керн, которая стала его фактической женой и музой. Дело о разводе затягивалось. Вторая избранница композитора забеременела, и постоянно подгоняла Глинку ускорить процесс. Но расторжения брака он добился лишь через несколько лет.

К тому моменту прежних чувств между Керн и музыкантом уже не было. Не желая, чтобы ребенок был незаконнорожденным, Глинка дал своей несостоявшейся супруге денег на аборт.
Не известно, выполнила ли Екатерина его пожелание. Но официально детей у Глинки не было, о чем музыкант очень сожалел. После развода с первой супругой в брак он больше не вступал и жил холостяком.
Смерть композитора
В последние годы творчество Михаила Глинки практически не возобновлялось. Время композитор проводил в тишине и спокойствии, периодически ездил за границу. В начале 1867 мужчина заболел. Легкая простуда привела к обострению старых недугов.
15 февраля 1857 года Михаил Глинка умер в Берлине от развития проблем с печенью. Кончина его была скоропостижной и неожиданной.
Композитора погребли на местном лютеранском кладбище. А позже благодаря хлопотам родственников прах Глинки был похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.
Интересные факты
- Композитор имел белорусские, польские и литовские корни. Несмотря на это, считал себя русским, был патриотом.
- В первые годы жизни музыкантом занималась бабушка. Она отстранила мать от воспитания собственного сына. В результате Глинка стал мнительным, нервным и слишком нежным ребенком. Лишь после смерти старшей властной родственницы близким удалось воспитать композитора как следует.
- Мужчина отличался красивым и сильным певческим голосом. Но решил выбрать путь сочинительства.
- Глинка был близким другом Пушкина.
- Михаил Иванович был знаком с очень многими известными музыкантами своего времени. А Гектор Берлиоз, который и сам имел статус и репутацию гения, слыл большим поклонником таланта русского коллеги.
- Опера Глинки «Руслан и Людмила» не получила должного внимания при жизни композитора. Ее раскритиковали почти все. По достоинству оценить произведение слушатели и коллеги по цеху смогли лишь после смерти создателя.
- Михаил Иванович был низкого роста, чего очень стеснялся.
- Помимо отличной музыкальной подготовки, Глинка отличался большим умом и познаниями, широким кругозором. Например, он без проблем говорил на 6 языках.
Слушать композиции
Произведения
Произведения Михаила Глинки:
Оперы:
- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
- «Руслан и Людмила» (1837—1842)
Симфонические произведения:
- Симфония на две русские темы
- Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
- Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848) - Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)
- «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
- Камерно-инструментальные сочинения
- «Патетическое трио» d-moll
- Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
- Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
- Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
- Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832) - Ноктюрн «Разлука» (1839)
- Фортепианный цикл «Привет отчизне» (1847)
Романсы и песни:
- «Не искушай» (1825)
- «Венецианская ночь» (1832)
- «Патриотическая песня»
- «Я здесь, Инезилья» (1834)
- «Ночной смотр» (1836)
- «Сомнение» (1838)
- «Ночной зефир» (1838)
- «В крови горит огонь желанья» (1839)
- Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
- Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), состоящий из двенадцати романсов на стихи Нестора Кукольника
- «Я помню чудное мгновенье» (1840, на стихотворение Пушкина)
- «Признание» (1840)
- «Слышу ли голос твой» (1848)
- «Заздравный кубок» (1848)
- «Песнь Маргариты» из трагедии Гёте «Фауст» (1848)
- «Мери» (1849)
- «Адель» (1849)
- «Финский залив» (1850)
- «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
- «Не говори, что сердцу больно» (1856)
Слишком большая биография не подходит 4 классам