Фаина Георгиевна Раневская

Актриса театра и кино; лауреат трёх Сталинских премий, народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина

Нравится
2
Не нравится
0

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ

О персоне
Деятельность:
актриса театра и кино
Место рождения:
г. Таганрог
Дата рождения:
27 августа 1896 г.
Дата смерти:
19 июля 1984 г. (в 87 лет)
Рост:
180 см
Знак зодиака:
Дева
В браке с:
не была замужем
Дети:
нет
 

Фаина Раневская — биография

Фаина Раневская — крупная представительница советской актерской школы. За всю свою профессиональную карьеру женщина сыграла не так много крупных ролей. В основном ее задействовали в эпизодах.

Парадоксально, что именно небольшие второстепенные образы сделали ее поистине великой артисткой своего времени, которую помнят до сих пор.

Раневская стала легендарной еще при жизни. Она была знакома со многими деятелями искусства. В том числе с Любовью Орловой, которая стала актрисой чуть позже. Также с Мандельштамом, Цветаевой и много с кем еще.

Раневская имела не только кинематографический, но и театральный опыт. В свои годы играла во множестве творческих объединений. Период ее деятельности на поприще высокого искусства стал еще одной крупной страницей биографии артистки. Интересно, что и сама актриса предпочитала театр.

Женщина отличалась большим остроумием и хорошим чувством юмора, что делало ее интересным собеседником. Многие высказывания артистки стали крылатыми и ушли в народ.

Несмотря на множество ярких качеств, личная жизнь актрисы так и не сложилась. К исходу карьеры, у нее не было ни детей, не супруга. Что породило множество слухов и домыслов.

Детство и юность

Будущая актриса Фаина Раневская появилась на свет 27 августа 1896 года по новому стилю. Местом рождения девушки стал город Таганрог, который находится недалеко от Ростова-на-Дону.

Примечательно, что имя, под которым работала артистка в будущем — это псевдоним. На свет она появилась как Фанни Гиршевна Фельдман. В советских энциклопедиях ее неоднократно называли то Григорьевной, то Георгиевной.

Фаина Георгиевна Раневская в детстве

Людей искусства, что интересно, в роду не было. Фаина Раневская появилась в семье богатых евреев. Отца звали Гирш Хаимович. Он был крупным коммерсантом, который вел дела в Таганроге. В его владении находились фабрики, мельницы и магазины. А также пароход. Мать, Милка, не работала. Занималась домашним хозяйством, бытом.

Помимо самой Раневской, в семье было еще четверо детей. Три мальчика и родная сестра. К моменту, когда девочка начала осознавать себя, один из братьев успел скоропостижно скончаться. Это было еще в младенчестве, до зрелых лет он не дожил.

Отношения между родственниками были неважными. В детские годы Фаина Раневская сильно заикалась, что было предметом насмешек со стороны старших.

Они постоянно издевались над девушкой, что стало причиной сильного комплекса неполноценности. С которым Раневская смогла справиться только в более зрелые годы.

Фаина Георгиевна Раневская в юности с сестрой

С сестрой все было еще сложнее. Изабелла (так ее звали) была настоящей красавицей. Казалось, что она идеал и даже образец для подражания.

Из-за своей проблемы, а также постоянных издевок, Раневская завидовала сестре, постоянно сравнивала себя с ней. Нормальные отношения между ними сложились гораздо позже, в преклонные годы.

Когда пришло время отправляться в школу, Фаина Раневская и там наталкивалась на многочисленные издевки над ее заиканием. Друзей среди ровесников у девушки не было. Она слыла в роли белой вороны и изгоя в классе гимназии.

Из-за тяжелого положения в школе, девушка много раз просила родителей забрать ее из учебного заведения. В конце концов, мать и отец согласились выполнить ее просьбу.

Фаина Георгиевна Раневская в молодости

В результате все оставшееся время будущая артистка занималась дома. Осваивала общеобразовательные предметы под наблюдением частных преподавателей и к концу обучения она мало чем отличалась от ровесников в плане знаний. Даже более того. Девушка изучила несколько иностранных языков, хорошо играла на фортепиано, а также много читала, расширяя кругозор.

В 14 лет молодая Фаина случайно попала на постановку спектакля «Вишневый сад». Работа артистов на подмостках сильно впечатлила молодую особу. Она загорелась желанием стать профессиональной актрисой, как только окончит школу.

А чтобы не терять времени, поступила в местную театральную студию А. Ягелло, которую кончила к моменту своего совершеннолетия.

Как только общее образование было получено, девушка сообщила родителям о намерении стать профессиональной артисткой. Однако те не проявили большой радости к такому решению дочери.

Обладая твердым характером и целеустремленностью, Раневская настояла на своем и собралась покорять столицу. Отец занял максимально жесткую позицию. Прервал все контакты с непослушной дочерью и лишил ее всякой финансовой помощи.

Мать тайком передала девушке небольшую сумму денег, чтобы та не пропала в первое время. Также и после этого женщина тайком пересылала Раневской кое-какие средства. Чтобы поддержать будущую артистку.

Родители Фаины Раневской

В последующие годы контакт с отцом наладить так и не удалось.

В 1915 г. Раневская отправилась в Москву. Столица приняла ее не особо радушно. Денег было мало. Девушка сняла маленькую комнату.

Несмотря на стесненное положение и большие трудности в быту, будущая артистка впервые чувствовала себя свободно и была по своему счастлива такому положению дел.

Очень скоро молодая особа отправилась поступать в театральный институт. Однако ни одно учебное заведение брать ее не желало. Приемные комиссии отказывали девушке, мотивируя это «неспособностью» будущей артистки. Проще говоря, называя ее профнепригодной.

Как могло получиться, что талантливая женщина, которая станет признанной, а затем и легендарной актрисой, не получила должного внимания от педагогов?

Причина была банальна. Как только стартовали экзамены, Раневская сильно волновалась. И, как результат, заикание возвращалось.

Артистка пробовала свои силы в самых разных театральных институтах. Но везде результат был одним и тем же. Отличаясь сильным характером, та не пожелала сдаваться и отправилась в частный театральный институт.

Фаина Раневская в молодые годы

Однако обучение там было платным. А денег катастрофически не хватало даже на самое необходимое. В результате пришлось отказаться от идеи получить систематическое профессиональное образование.

Мечта могла оказаться разрушенной. Если бы не судьбоносная встреча. В те же годы Раневская случайно познакомилась с Екатериной Гельцер. Настоящей звездой советского балета, которая была известна уже в те годы.

Фаина Раневская и Екатерина Гельцер (справа)

Сердобольная артистка разрешила Раневской жить у себя. Именно благодаря такому стечению обстоятельств актриса познакомилась со множеством творческих людей того времени. От Марины Цветаевой до Владимира Маяковского.

Именно с подачи Екатерины Гельцер Фаина Георгиевна Раневская получила шанс стать профессиональной артисткой. Это произошло буквально в том же году. Когда женщину взяли на работу в Малаховский Летний театр. Здесь служили крупные деятели искусства того времени. Потому было чему и у кого поучиться.

Творческая карьера

Творческая биография Фаины Раневской началась в 1915 году. Как раз после принятия в ряды Малаховского театра. Исторически первой работой артистки стала постановка «Тот, кто получает пощечину».

Дебют был довольно скромным. Роль в массовке, да еще и без слов. Однако благодаря природному таланту и умениям, творческой интуиции артистка смогла проявить себя ярко.

Женщине предрекали большую карьеру на подмостках и в кино. В результате эти прогнозы оправдались.

Театр

Далее начался период скитаний и поиска признания среди членов профессионального сообщества. Какое-то время, с 15 по 16-й годы артистка работала в труппе Лавровской.

Фаина Раневская в начале карьеры

Затем в антрепризе П.Л. Вульф. Пока, наконец, не нашла свое место в 1-м Советском театре в Крыму. Здесь перспективная актриса проработала больше 5-и лет.

В течение последующего периода Фаина Раневская трудилась в постановках по классике. В основном, в спектаклях по А.П. Чехову. В том числе «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов» и прочим.

Именно с них началась профессиональная и серьезная карьера женщины, которая все еще зарабатывала репутацию среди коллег и зрителей.

Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после того, как ее сравнили с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда она случайно выронила все деньги, которые получила от матери в качестве материальной помощи, и те унес ветер.

Были в послужном списке женщины роли в постановках по мотивам произведений А. Островского, Н. Гоголя, а также Толстого.

Крупной работой того времени и первой действительно серьезной ролью стал образ Маргариты Каваллини в пьесе Эдварда Шелдона «Роман».

Работы артистки в основном были второстепенными, но очень яркими. А талант актрисы делал их еще более запоминающимися.

Спустя несколько лет после начала творческой карьеры, Раневская больше не чувствовала прежней неуверенности. Она набралась опыта и могла двигаться дальше.

В 1917 году после событий революции вся семья Фельдманов отправилась в эмиграцию в Прагу. Контакты с родственниками были окончательно прерваны. Раневская осталась одна. Однако она спокойно переживала это время, отдаваясь работе.

В следующие годы артистка снова стала искать себя. Она успела послужить в театрах самых разных городов: от Баку до Архангельска. Пока, наконец, не вернулась в Москву.

После нескольких лет скитаний, женщина поступила на службу Камерного театра. В 1931 году состоялась премьера постановки «Патетическая соната», где Раневской досталась роль проститутки.

Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»

Женщина отыграла ее столь убедительно, что поразила публику. Работа артистки оказалась предметом многочисленных обсуждений. В один момент женщина стала невероятно популярной.

С 1935 года Раневская была членом труппы театра Красной армии. Как только началась война, женщина по мере сил старалась поддержать моральный дух военных. Фаина Георгиевна ездила по фронтам, играла в постановках.

Ее бесстрашие не прошло незамеченным, и было вознаграждено медалью «За доблестный труд».

К концу 40-х годов артистка начала служить в театре имени Моссовета. Из-за огромного таланта и профессионального опыта, у нее неоднократно возникали конфликты с режиссерами.

Фаина Раневская на сцене театра

Камнем преткновения стала роль Маньки-спекулянтки в постановке «Шторм». По задумке руководителя это была блеклая и мало чем примечательная роль. Раневская переписала ее под себя, а затем блестяще отыграла.

Образ получился настолько ярким, что зрители приходили только чтобы посмотреть на персонажа. А потом, не дожидаясь окончания спектакля, покидали зал. Режиссер был в ярости. В результате героиню Раневской вырезали из постановки.

Шторм (1962)

Несмотря на все конфликты и проблемы, женщина отдала этому творческому объединению более 20 лет своей жизни. С небольшим перерывом в середине 50-х.

За годы трудов в родном театре она отыграла 10 блестящих ролей, которые надолго запомнились зрителям.

А.Чехов. Драма. Ф.Раневская и Б.Тенин (1960)

Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени А.С. Пушкина, где она успела сыграть еще несколько ролей.

Кинематограф

В молодости Фаина Раневская не снималась в кино, и даже в зрелые годы она предпочитала театр, считая его более высокой формой искусства. Это выразилось в небольшом количестве ролей. Да и те, что остались в истории, были второстепенными, а не главными.

Тем не менее, именно работы на большом экране сделали женщину легендой советского времени и позволили запомнить ее на долгие годы вперед.

Дебютной работой женщины на съемочной площадке стал фильм «Пышка».

Фаина Раневская в фильме «Пышка»

В 30-е г. талантливая актриса снялась еще в 4-х лентах. В том числе «Ошибка инженера Кочина», «Дума про казака Голоту» и «Человек в футляре». Однако наиболее яркой работой оказалась картина «Подкидыш».

Фаина Раневская в фильме «Подкидыш»

После этой ленты Раневской долго приписывали знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня». В разные периоды времени это высказывание присваивали себе Агния Барто и Рина Зеленая, которые работали над сценарием фильма.

Однако крылатая фраза намертво прилипла именно к Раневской, добавив известной артистке славы. Такими выкриками ее встречали мальчишки на улице, люди при знакомстве. И даже Л.И Брежнев не удержался от использования фразы при приветствии артистки. Сама она относилась к этому факту иронично.

6576

До 1947 года актриса успела сняться более чем в десятке фильмов. В основном — в эпизодических ролях. В том же году на экраны вышла одна из самых известных лент с участием актрисы — «Золушка».

Фаина Раневская в картине «Золушка»

Раневской Фаине Григорьевне достался образ злой мачехи главной героини. Многим современным зрителям артистка известная именно по этому проекту.

В будущие годы женщина появилась еще почти в десятке картин.

А последней работой актрисы стала лента «Сегодня — новый аттракцион».

Личная жизнь

Отношения женщины с мужчинами складывались довольно сложно. Первый избранник оказался охочим до злых шуток. Он пригласил сразу несколько девушек на свидание в одно место.

Второго кавалера женщина позвала в гости, а тот пришел с другой и, как ни в чем не бывало, попросил Раневскую прогуляться и оставить пару наедине.

Из-за первых неудач женщина надолго бросила попытки наладить личную жизнь.

После нескольких лет, артистка влюбилась в Василия Качалова. Известного актера. Однако дальше дружеских отношений дело не пошло.

Актер Василий Качалов

Последним избранником Раневской стал маршал Толбухин. Эта связь имела все шансы перерасти в нечто большее, если бы не скоропостижная кончина военачальника в 1949 году.

О личной жизни Фаина Раневская предпочитала не распространяться. Постоянно отшучивалась и отвечала уклончиво.

4656
Фаина Раневская и маршал Толбухин

Не удивительно, что еще при жизни артистки начались многочисленные пересуды. Ей приписывали романы с девушками и нетрадиционную ориентацию. Однако сказать точно, так ли это, не возьмется никто.

Детей у творческой дивы не было.

Фаина Георгиевна Раневская (1896-1984). Интервью 1979г

Смерть актрисы

В 1984 году у Раневской случился инфаркт. Она попала в Кунцевскую больницу столицы. Вскоре начались осложнения, и у женщины развилась пневмония. Артистка скончалась 19 (по другой информации — 20-го) июля того же года. Похоронена на Новом Донском кладбище.

Могила Фаины Раневской

Цитаты

  • Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе — зло, ты ему — конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.
  • Я, как яйца, участвую, но не вхожу.
  • Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  • Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
  • Жизнь — это затяжной прыжок из п…ды в могилу.
  • Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!
  • Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
  • Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.
  • Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
  • Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  • Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
  • Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
  • Оптимизм — это недостаток информации.
  • Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  • Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
  • Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
  • Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
  • Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.

    — Поднимите меня! — попросила Раневская. — Народные артистки на дороге не валяются…

  • Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…
    ­
  • Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  • Очень тяжело быть гением среди козявок.
  • Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.­

Фильмография

Фильмы с участием Фаины Раневской и роли в них:

  • 1934 — Пышка — госпожа Луазо
  • 1937 — Дума про казака Голоту — попадья
  • 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
  • 1939 — Подкидыш — Ляля
  • 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
  • 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
  • 1941 — Мечта — Роза Скороход
  • 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
  • 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
  • 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
  • 1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
  • 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
  • 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
  • 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
  • 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
  • 1947 — Золушка — мачеха Золушки
  • 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
  • 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
  • 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
  • 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна, жена Свиристинского
  • 1960 — Осторожно, бабушка! — Елена Тимофеевна, бабушка Лены
  • 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина, писательница
  • 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», спекулянтка
  • 1965 — Первый посетитель — старая дама
  • 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Брандт, директор цирка

Ссылки

Фаина Раневская — Великая и Ужасная (Документальный фильм)

ОСТАВЬТЕ ВАШЕ МНЕНИЕ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Почитать еще

Adblock
detector