Ференц Лист — биография
Ференц Лист — выдающийся композитор 19-го века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Также вошел в историю как дирижер, видный педагог. Однако наибольшую известность получил как пианист.
Лист обладал поразительной даже для своего времени, периода виртуозов, техникой. Он мог исполнить любое произведение, придав ему свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста существовало очень немного музыкантов, способных сравниться с его умением. Виртуозом Лист прослыл с ранних лет.
В наши дни авторские произведения и интерпретации композитора считаются вершиной техничности. Исполнить их под силу лишь настоящим профессионалам, отдавшим немало времени занятиям.
Помимо прочего Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешению стилей. Благодаря врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностями, гармонией, фактурой. Сделал огромный вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Кроме того, он был настоящим идейным творческим человеком. Часто проводил открытые уроки, причем совершенно бесплатно, безвозмездно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.
Содержание
Ранние годы
Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 на территории Венгрии, в городе Доборьян. Сейчас это место называется Райдинг, населенный пункт находится в Австрии.

Отец мальчика, будущего виртуоза — Адам Лист. Был музыкантом, играл в оркестре под руководством самого Франца Йозефа Гайдна. Параллельно занимал чиновничью должность. В раннем возрасте сразу после окончания школы хотел уйти в монахи и примкнуть к католическому ордену францисканцев. Однако потом передумал.
Затем долгое время играл на виолончели. После переезда в австрийский Айзенштадт продолжил заниматься музыкой. Выступал со многими выдающимися деятелями искусства позапрошлого века: Бетховеном и прочими.
Мать будущего композитора, Анна-Мария Лаггер, имела простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти родителя она осиротела, и начала скитаться по стране пока в юные годы не познакомилась с Адамом Листом.
Ференц или Франц (зависит от транскрипции) был единственным ребенком семьи. Все свое внимание родители посвящали ему. Мальчик с юных лет проявлял интерес к музыке и недюжинные способности.

Отец, будучи исполнителем талантливым и умелым, давал сыну первые уроки. Примерно в 5 лет, в 1816 году молодой человек начал учиться играть на фортепиано. Параллельно с этим в местной церкви он осваивал пение. Также мальчик регулярно посещал органиста, где пытался совладать со сложным инструментом.
Ференц Лист с раннего возраста получал всестороннее музыкальное образование. Даже для тех лет подход к его обучению был очень фундаментальным.
Когда молодому человеку исполнилось 8, он был неплох в исполнении и добился успехов. Отец представил сына знатным вельможам. Мальчик сыграл на фортепиано и был встречен очень тепло. Сомнений в его музыкальности и большом будущем не оставалось.
Отец понимал, что в мелком городе найти достойных учителей и обеспечить сыну необходимое развитие невозможно. В 1821 году Адам Лист перевез отпрыска в Вену.
Здесь молодой человек брал уроки фортепианного искусства у Карла Черни, который имел репутацию грамотного и опытного педагога. Отношения учителя и его подопечного складывались сложно, но лишь поначалу. Творческие умения и сила таланта Листа-младшего делали свое дело.

Уроки проходили безвозмездно, Черни денег не брал. Вскоре молодого человека заприметил Антонио Сальери. Исполнительский дар будущего виртуоза произвел на мэтра такое сильное впечатление, что тот согласился давать ему уроки теории и музыкальной грамоты совершенно бесплатно.
Всего за несколько лет Ференц Лист обрел статус умелого, широко известного музыканта, часто играл на концертах в Вене. Во время одного из выступлений он заслужил эмоциональную похвалу самого Бетховена. Этот эпизод музыкант помнил всю свою жизнь.
Творчество
Творческая биография Ференца Листа началась примерно в 1823 году. После блестящих выступлений в Вене, отец решил, что пора двигаться дальше. По его инициативе семья переехала в Париж, чтобы сын поступил в консерваторию. Однако мальчика не приняли, так как на обучение брали только французов.
Жить было не на что. Однако отец решил все равно остаться в Париже. Чтобы заработать денег, он начал организовывать концерты. Ключевую роль в них играл сам Лист. Параллельно молодой человек брал уроки у преподавателей консерватории, хотя и в частном порядке.

Примерно в тот же период Лист начал работать как композитор. Основную часть его занятий составляло именно сочинительство. Не удивительно, учитывая, что на фортепиано он играл виртуозно, и ничему новому наставники научить его уже не могли.
К 1826-у году молодой человек утомился от постоянных концертов и выступлений. Работа на сцене стала для него тяжелой обузой, юноша начал болеть.
Чтобы поправить здоровье сына, а также восстановить его психологическое состояние отец вместе с Листом-младшим поехал на море. Но здесь глава семейства простудился, подхватил пневмонию и в 1827 умер.
Смерть родителя стала для музыканта тяжелым событием. Он впал в состояние кризиса. Еще хуже ему становилось от осознания своей творческой несостоятельности.
Он не желал быть салонным шутом, на которого смотрят как на диковинку. Исполнительство не было пределом мечтаний молодого и амбициозного человека. Он желал большего.
Примерно на 3 года Ференц Лист выбыл из творческой повестки Парижа и вообще очень редко появлялся на публике. Некоторые всерьез полагали, что он умер. Местные газеты даже печатали некрологи.
Вернуться к творчеству музыкант решился только в 1830-м. Расшевелить его смогла лишь революция, которая сотрясла Францию и дала толчок развитию общественных идей и творчества многих людей искусства.
Исполнитель и композитор планировал создать «Революционную симфонию», которая позволила бы увековечить достижения социального протеста.
Наконец, Лист продолжил исполнительскую деятельность. Впрочем, он считал, что его навыки оставляют желать лучшего. Музыкант активно совершенствовал, не щадил себя, пока не отточил искусство исполнения до такой степени, что угнаться за ним могли очень немногие.
В тот же период Ференц Лист сдружился с музыкантами, которые оказали на него влияние. Среди таковых был Гектор Берлиоз и Никколо Паганини. Во многом именно скрипач-виртуоз подтолкнул его к тому, чтобы взяться за свою технику с новой силой.
Чуть позже под впечатлением от произведений коллеги и друга Лист переложил каприсы Паганини на фортепиано.
Были среди знакомых музыканта также другие известные деятели искусства: Виктор Гюго, Александр Дюма и прочие. Среди современников серьезную конкуренцию Ференцу Листу составлял Фредерик Шопен.
Сам мэтр, если верить некоторым источникам, был о младшем коллеге весьма прохладного, скептического мнения. Однако даже он признавал технический талант Листа.
После 1835 года музыкант много и подолгу ездил за границу. За время странствий он успел побывать в Швейцарии, Италии и не только. Периодически композитор и пианист возвращался в Париж. Впрочем, былой популярности уже не имел. Столичная публика увлеклась новым исполнителем Сигизмундом Тальбергом.
В этот же период виртуоз начинает работу над крупным сборником пьес «Годы странствий». Лист всерьез увлекается идеями масонства, вступает в одну из лож, какое-то время посвящает формальному служению. Однако уже в начале 40-х совершает еще одно турне по Европе. В новом десятилетии виртуоз посещал Испанию, Португалию.
Бывал он и в Российской Империи. Находясь в Санкт-Петербурге, уже известный и именитый музыкант играл перед столичной публикой, любителями искусства и коллегами по цеху.

Его произведения, а также пьесы других классиков с интересом слушали мэтры отечественного музыкального творчества: Серов, Глинка и прочие.
Россию Лист посещал несколько раз. С первого же приезда он завязал тесные контакты с членами сообщества «Могучая кучка», постоянно переписывался с русскими музыкантами, изучал творчество отечественных композиторов, извлекая уроки из зарубежной сочинительной традиции.
Известно, что Ф. Лист был очень высокого мнения о классиках, его предшественниках. Большую роль в творчестве и общественной жизни музыканта сыграла просветительская деятельность.
При любом удобном случае он исполнял произведения Баха, Бетховена. Участвовал в установке памятников крупным классикам, в том числе финансово.
Однако вскоре разочаровался в своей работе, поскольку широкая публика в сочинениях Бетховена, Баха и прочих была не особо заинтересована. Куда охотнее обыватели слушали простые и незатейливые мелодии, которые были модными в то время.
Как показала история, опускать руки было рано. Вскоре судьба наглядно дала это понять и самому виртуозу.
В 1848 начинается новая веха творчества композитора Листа. В этот период он перемещается между Австрией и Венгрией. И там, и там его встречают с большим почтением.
Виртуоз пользовался уважением широких кругов слушателей, в том числе крупно аристократии, которая боготворила известного музыканта.

Лист давал концерты, однако большую часть времени и усилий он посвящал сочинительству. Именно в этот период на свет появились наиболее известные, крупные и успешные произведения композитора: «Мазепа», «Тассо», «Идеалы» и прочие. Всего — 12.
Работы в жанре симфонических поэм — детище Листа, ранее таких форм не было. Были в числе его трудов также многочисленные этюды и пьесы.
Период с конца 40-х стал для Ференца Листа венцом творчества. Значительную часть времени он жил в Веймаре. Тут виртуоз занимался активной просветительской деятельностью. Его попытки популяризировать известных композиторов, заслуживающих внимание, наконец, увенчались успехом.
Лист проводил сольные концерты, устраивал недели, посвященные тому или иному композитору. Давал частные открытые уроки или, как их называют сейчас, мастер-классы (к слову, именно он положил начало такому формату дополнительного образования). Активно поддерживал молодых музыкантов.
Последние годы и смерть композитора
Впрочем, все было не так уж и безоблачно. Часть публики Веймара не понимала и не желала воспринимать устремления Листа. Результатом становился бойкот консервативно настроенной части слушателей.
Иногда выступления по инициативе влиятельных жителей города и вовсе проходили в полупустом зале.
Вскоре начались неурядицы в личной жизни, а затем композитора постигли трагедии: его сын и старшая дочь умерли.
В начале 60-х Лист играл довольно мало. Ездил по Европе: жил то в Риме, то в Веймаре, то в Пеште (Венгрия). Мужчина продолжал писать, но также не столь активно. Занимался преподаванием.
На занятия к известному композитору и фортепианному виртуозу приезжали со всего континента, из большинства ближайших стран.
В 1886 уже в преклонных годах музыкант серьезно простудился и подхватил воспаление легких. Состояние постепенно ухудшалось: начались проблемы с сердцем, сильные отеки.
Ференц Лист умер 19 июля 1886 года от осложнений пневмонии. После кончины останки известного композитора были похоронены на кладбище города Байройт в Германии.
Личная жизнь
Официально Лист ни разу не был женат. Свою фактическую спутницу виртуоз встретил под конец 20-х годов, после смерти отца. Ее звали Мари д’Агу, она была писательницей и подругой Жорж Санд. Женщина находилась замужем, но это не помешало паре начать совместную жизнь.

От фактического брака на свет появилось трое детей: дочери Бландина, Козима, а также сын Даниэль.
В конце 40-х сожительство дало трещину. Ференц Лист встретил Каролину Витгенштейн, дочку русского чиновника немецкого происхождения. Несмотря на то, что и он, и она были связаны семейными узами, оба бросили свои обязательства и начали совместную жизнь, которая продолжалась до 1861.

Впрочем, в последние годы отношения пары были прохладными и натянутыми. Каролина была ярой католичкой, религиозной женщиной и не смела ослушаться родственников, которые стояли категорически против такого бесчестья.
Слушать композиции
Произведения
Произведения Ференца Листа:
Фортепианные произведения:
- C-dur (Preludio / Прелюдия)
- a-moll (Fusées)
- F-dur (Paysage / Пейзаж)
- d-moll (Mazeppa / Мазепа)
- B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
- g-moll (Vision / Видение)
- Es-dur (Eroica)
- c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
- As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
- f-moll (Appassionata)
- Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
- b-moll (Chasse-neige / Метель)
- Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen — (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — Grandes Etudes de Paganini, 1851):
- Tremolo g-moll;
- Octaves Es-dur;
- La campanella gis-moll;
- Arpeggio E-dur;
- La Chasse E-dur;
- Theme et variations a-moll.
- 3 концертных этюда (около 1848)
- 2 концертных этюда (около 1862)
- «Альбом путешественника» (1835—1836)
- «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
- 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)
- 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)
- Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)
- 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)
- «Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)
- «Утешения» (1849)
- «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
- 2 легенды S. 175 (1863)
- 2 баллады (1848—1853)
- Соната (1850—1853)
- «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
- Венгерские рапсодии
- Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.
Произведения для фортепиано с оркестром:
- Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
- Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
- «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)
Симфонические поэмы:
- Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847—1856)
- Тассо. Жалоба и триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; переработка — 1850—1854)
- Прелюды (фр. Les préludes, 1848; переработка — 1850—1854)
- Орфей (Orpheus, 1854)
- Прометей (Prometheus, 1850, переработка — 1855)
- Мазепа (Mazeppa, 1851)
- Праздничные звоны (нем. Festklänge, 1858)
- Плач о героях (фр. Héroïde funèbre, 1850—1854)
- Венгрия (Hungaria, 1854)
- Гамлет (Hamlet, 1858)
- Битва гуннов (нем. Hunnenschlacht, 1857), с органом
- Идеалы (нем. Die Ideale, 1857)
- От колыбели до могилы (нем. Von der Wiege bis zum Grabe, 1881—1882)
Симфонии:
- «Фауст» (1854—1857)
- «Данте» (1855—1856)
Оратории и мессы:
- «Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
- «Христос» (1862—1866)
- Гранская месса (1855)
- Венгерская коронационная месса (1866—1867)
Песни и романсы (около 90).