Самуил Маршак —биография
Самуил Яковлевич Маршак — знаменитый советский поэт, писатель, автор известнейших детских произведений, вошел в историю как профессиональный критик, переводчик и драматург. Однако наибольшую популярность Маршаку принесли именно книги для представителей младшего возраста.
Самуил Яковлевич относился к плеяде литераторов, творческих людей, которые начали свою работу задолго до того, как научились писать и даже читать. Первые стихотворные произведения Маршак начал сочинять в совсем юные годы.
Перенести их на бумагу автор сумел только в более поздний период. Но уже тогда всем стало понятно, что поэзия и литература — его призвание. К. Чуковский, лично знавший Маршака, говорил о нем как о человеке страстном и даже одержимым творчеством.
Кроме литературных талантов, он отличался большой любовью к своей нации, активной общественной позицией. Изначально автор планировал заниматься серьезной, взрослой литературой. Но еврейское происхождение и период активных репрессий вынудили его изменить вектор и взяться за творчество для самых юных.
Маршак известен как создатель первого в истории России детского издательства и театра для зрителей младшего возраста.
Содержание
Ранние годы
Писатель Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 г. по новому стилю в городе Воронеже. Мать и отец будущего литератора были этническими евреями. Во многом это обусловило скромный характер жизни семьи. Национальный вопрос в те годы решался довольно жестко.
Отца Самуила Маршака звали Яковом Мироновичем. Он имел неплохое образование, был умелым инженером-химиком и работал на мыловаренном заводе. Должность у него была довольно скромной, родитель будущего писателя трудился мастером. Для человека с такой квалификацией подобного было недостаточно.

Мать литератора звали Евгения Борисовна Гительсон. Кем она была по образованию — точно не известно. Женщина происходила из Витебска. После замужества отдала себя дому. Занималась хозяйством, смотрела за детьми.

Когда Маршак родился, семья начала переезжать с одного места на другое. Отец стремился найти должность по статусу и образованию. Положение вещей, которое было на тот момент, его категорически не устраивало.
В течение нескольких лет семейство перебиралось то в Витебск, то в Покров, то в Донецкую область. Пока, наконец, не осела в городе Острогожск, недалеко от нынешнего Воронежа. Странствия Маршака и его родных закончились лишь в 1900-м году.
Молодой человек был не единственным ребенком в семье. Помимо него у родителей росли три дочери и еще два сына.

Дать образование такой ораве детей было непросто. Еще сложнее становилось от того, что представителям национальных меньшинств дорога в школы частенько была заказана. В первую очередь такой ценз бил по российскому еврейству. И это несмотря на то, что евреев на территории страны было предостаточно.

В 1900 году после некоторых сложностей молодой человек сумел поступить в гимназию. Но тут у отца семейства вновь возникло желание сменить место работы.
Родители вместе с братьями и сестрами начали собираться в Петербург. Маршак же остался в Острогожске, поскольку перевестись в столицу для представителя еврейства было просто невозможно.
Творческий путь
Творческая биография Самуила Маршака началась задолго до того, как мальчик научился читать и писать. Лишь после обретения грамотности он стал по памяти фиксировать на бумаге первые стихотворения. Разумеется, с некоторыми изменениями и поправками.
Начальные же произведения получилась вполне зрелыми. Тетрадки с ранними опусами во многом сыграли в жизни Маршака судьбоносную роль.
Время от времени молодой человек навещал родителей. Приезжал к ним в гости. По счастливому стечению обстоятельств, в Санкт-Петербурге он познакомился с литературным критиком, специалистом по искусству Владимиром Стасовым.
В какой-то момент юноша продемонстрировал свои стихотворения новому знакомому. Он оказался под впечатлением от работ Маршака. С того же времени известный критик принял деятельное участие в судьбе молодого человека.
Ставов сыграл в жизни писателя огромную роль. Он не хотел, чтобы талант юноши пропал из-за преград, которые ставит общество. Мужчина ходатайствовал, чтобы Маршака приняли в одну из питерских гимназий. Так оно и получилось, не прошло и года, как будущего писателя приняли в одной из столичных школ.
На этом участие Стасова в жизни Самуила Яковлевича не закончилось. Он подарил молодому человеку целую библиотеку классиков, которых будущий литератор с интересом изучал.

Кроме того, Маршак был частым гостем в доме Владимира Стасова. Тут он познакомился со многими представителями мира искусства, творческой интеллигенцией того времени. В числе его товарищей в разные годы были Федор Шаляпин и Максим Горький.
В период обучения в Санкт-Петербурге молодой человек частенько болел. Сказывался северный климат, наложенный на сырость средней полосы России. Узнав об этом, Горький помог Маршаку перебраться в Ялту, способствовал зачислению в одну из местных гимназий. И даже позволил пожить в себя.
В 1906 литератор был вынужден спешно покинуть Ялту. По городу поползли слухи, что местные власти и население готовят заговор против евреев. Рисковать своей жизнью Самуил Яковлевич не пожелал.

С юга мужчина вернулся обратно в Санкт-Петербург и устроился в одну из газет. Впрочем, ему предстояло еще немало поездок.
Через несколько лет Маршак вместе с товарищами и коллегами по литературному цеху отправился в путешествие по Ближнему Востоку. Турне было длинным. С группой еврейской молодежи Самуил Яковлевич побывал в Греции, Палестине, какое-то время жил в Иерусалиме.

Поездка произвела на поэта сильное впечатление. Весь этот период автор работал корреспондентом питерской газеты.
Результатом длительного зарубежного турне стал один из наиболее известных циклов стихотворений за авторством Маршака — «Палестина».
Кроме прочего, Самуил Яковлевич писал лирику по тематике еврейства. Его творчество было вполне зрелым, потому автор думал развиваться именно в сторону национальной поэзии.
Едва вернувшись в Россию, Маршак отправился в Англию, поступил в Лондонский политехнический университет, где учился целых 2 года, вплоть до 1914.
Однако точные науки интересовали его куда меньше поэзии. Находясь в Великобритании, он знакомился с местным фольклором, слушал народные песни и изучал зарубежную литературу.

В будущем он переложил немало баллад на русский язык, что прославило Маршака еще и как переводчика.
В 1914 поэт вернулся в Россию. Однако найти своего места сразу так и не сумел. Вплоть Маршак Самуил Яковлевич 1922 он занимался публицистикой, журналистикой, трудился в различных провинциальных газетах, постоянно менял место жительства. Дополнительный заработок приносили переводы английских произведений.
Революцию поэт воспринял в целом спокойно. Но в первые годы, пока положение не стабилизировалось, предпочитал находиться подальше от эпицентра событий. Лишь в 1922 он, наконец, перебрался в Петроград. На сей раз на долгий срок.

Начиная с 1907 года, творчество Самуила Яковлевича было чисто национальным. Он выпустил сборник «Сиониды», переводил работы поэтов еврейского происхождения. Позже опубликовал свою «Палестину».
Занимался переложением английских и шотландских баллад, работ классической литературы. Было очевидно, что Маршак творит для взрослых читателей. Однако в один момент все изменилось.
После революции, пришествия к власти сначала Ленина, а затем генсека Сталина, литература оказалась в сложном положении. Советский Союз, большевистский режим не терпел вольнодумства.
Многие творческие люди, деятели искусства, мастера слова оказывались в немилости. А это означало или тотальное игнорирование, опалу (в лучшем случае), высылку или же репрессии: лагеря, а то и расстрельный приговор.
Под каток попали очень многие талантливые авторы. Казалось, что оставался один вариант — подпевать власти, публикуя опусы о величии страны, вождей и деятелей революции. И авторов, готовых пойти против своих принципов, также оказалось немало.
Маршак нашел оригинальный выход из положения. Он бросил серьезную лирику и занялся произведениями для детей. Это решение стало компромиссным и позволило Самуилу Яковлевичу остаться в литературе и продолжить творить.

Нельзя сказать, что Маршак был сильно огорчен ограничениями, которые на него свалились. Напротив, он любил детей и был готов писать для подрастающего поколения.
В конце 10-х годов Самуил Яковлевич подготовил две пьесы: «Двенадцать месяцев» и «Теремок». Драматургический дебют был удачным. Вот только где ставить спектакли автор не был уверен.
В начале 20-х он приложил много усилий, чтобы организовать практически первый в истории России театр для детей. Задумка увенчалась успехом, а произведения Маршака вошли в его постоянный репертуар.
К 1923 году Самуил Яковлевич заслужил уважение и расположение властей. Его охотно печатали. В Петрограде одна за другой выходили работы литератора. В том числе произведения «Кошкин дом», «Багаж», «Вот какой рассеянный».

Часто Маршак работал над переводами. Примерно в тот же период он руководил обучением детских писателей. Трудился и как редактор, выпуская журнал для юных читателей «Воробей», позже он получил название «Новый Робинзон».
Годы русско-финской войны и Великой Отечественной Самуил Яковлевич посвятил посильной борьбе против врага. На фронт его не взяли, поскольку у мужчины было слабое зрение и серьезные проблемы с глазами.

В течение всего периода боевых действий он писал политические памфлеты, эпиграммы, иронизировал над противником. Готовил подписи к плакатам антифашистской направленности. Именно за за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам в 1942 г. Самуил Яковлевич получил свою первую Сталинскую премию второй степени.

Уже после окончания войны Маршак вернулся к мирной лирике. Из-под его пера вышли «Быль-небылица», а также детская энциклопедия, которую озаглавили как «От А до Я». Были в числе трудов Самуила Яковлевича и другие произведения.
В начале 50-х С. Маршак отправился в новое путешествие по Англии. На протяжении всего времени за пределами Советского Союза он занимался переводами зарубежной, британской классики.
Его перу принадлежат переложения творчества А. Милна, Киплинга, Байрона и прочих. Именно благодаря его стараниям читатели из СССР, а затем и России смогли познакомиться с работами английских поэтов и писателей. Сталинская премия второй степени была вручена Маршаку в 1949 за переводы сонетов В. Шекспира.
В 60-х к Маршаку пришла заслуженная известность. Он получил очень высокий статус, его ценили и простые читатели и власти СССР. Благодаря наработанному кредиту доверия, он выпустил сборник «Избранная лирика», который включил в себя произведения для взрослых.
Эту вольность руководство страны ему вполне позволило. Никаких репрессий не последовало. Более того в 1963 г. писатель получил Ленинскую премию за книгу «Избранная лирика».
Ближе к концу своего пути С. Я. Маршак писал мемуары. Его автобиография получила название «В начале жизни».
Личная жизнь
Единственной супругой поэта и писателя была Софья Мильвидская. С ней литератор познакомился в годы поездки на Ближний Восток. Пара провела вместе много лет. Маршак с женой стали родителями трех детей.
Однако отцовство Самуила Яковлевича было омрачено несколькими трагедиями.
В 1915 в результате несчастного случая скончалась первая дочь семейства, Натанаэль. Она опрокинула на себя самовар и получила сильные ожоги.
Младший сын Яков умер от туберкулеза, когда ему исполнился 21 год. В живых остался только старший из мужчин, Иммануэль.
Он дожил до преклонного возраста, получил техническое образование и стал известным на весь Советский Союз физиком.

Смерть писателя
В последние годы литератор чувствовал себя неважно. Несмотря на это, он продолжал активную творческую деятельность. Самуил Маршак умер 4 июля 1964 года от острой сердечной недостаточности. Останки знаменитого поэта, детского писателя похоронены на Новодевичьем кладбище Москвы.
Библиография
Произведения С. Маршака:
Детские сказки:
- «Двенадцать месяцев» (пьеса, 1943)
- «Горя бояться — счастья не видать»
- «Радуга-дуга»
- «Умные вещи» (1964)
- «Кошкин дом» (первый вариант 1922)
- «Теремок» (1940)
- «Мельник, мальчик и осёл».
- «Сказка о глупом мышонке».
- «Сказка про короля и солдата».
- «Про двух соседей».
- «Лошади, хомяки и куры».
- «Сказка об умном мышонке».
- «Отчего кошку назвали кошкой».
- «Кольцо Джафара».
- «Курочка Ряба и десять утят».
- «Старуха, дверь закрой!»
- «Пудель».
- «Багаж».
- «Хороший день».
- «Отчего у месяца нет платья».
- «Где обедал воробей?»
- «Волга и Вазуза».
- «Кот-скорняк».
- «Лунный вечер».
- «Усатый-полосатый».
- «Храбрецы».
- «Угомон».
- «Разговор».
- «В гостях у королевы».
- «Что я видел».
- «Сказка про козла».
- «Доктор Фауст».
- «Кот и лодыри».
Дидактические произведения:
- «Пожар»
- «Почта»
- «Война с Днепром»
Критические, сатирические работы:
- Памфлет «Мистер Твистер»
- «Вот какой рассеянный»
Поэмы:
- «Рассказ о неизвестном герое»
Произведения на военные и политические темы:
- «Почта военная»
- «Быль-небылица»
- «Круглый год»
- «Урок родного языка»
- «На страже мира»